Новости

Руслан Губайдуллин: Субъектам необходимо поддерживать регоператоров при переходе на новую систему обращения с ТКО

Изображение

Исполнительный директор Ассоциации «Чистая страна» на VIII межведомственном круглом столе по взаимодействию власти и бизнеса в сфере обращения с отходами озвучил главные вопросы, которые возникают у регоператоров при реализации реформы.

Интернет-портал Cleancountry. ru полностью публикует текст его выступления. 

«Ассоциация организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» является крупнейшим функционирующим профильным объединением в стране, которое стимулирует развитие отрасли обращения с отходами, а также обеспечивает защиту интересов своих членов.

Члены Ассоциации обеспечивают обращение с более чем 1/3 ТКО в стране, создают современные комплексы по обращению с отходами на основании концессионных соглашений и инвестиционных договоров как с привлечением заемных средств, так и за счет собственных средств (90% рынка).

В рамках работы межведомственной рабочей группы «Федеральный штаб по вопросам совершенствования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления» Ассоциация выступила основным экспертом при подготовке комплексных изменений в законодательство Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (Федеральный закон № 503-ФЗ), а также оказывает всестороннюю экспертную и методологическую помощь при подготовке нормативных правовых актов, а также изменений в них.

Ассоциация на постоянной основе взаимодействует с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на основании заключенных соглашений по следующим основным вопросам:

— оказание содействия в выработке комплексной стратегии развития отрасли обращения с ТКО;

— консультирование по вопросам установления единых тарифов региональных операторов;

— внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации.

Совместными усилиями государства и бизнеса достигнуты хорошие результаты. Подготовлены, согласованы и внесены на утверждение проекты актов, которые позволят обеспечить плавный переход регионов на новую коммунальную услугу.

В рамках проводимых дискуссий как на федеральном, так и регионом уровнях (в том числе выездных совещаниях и проработке возникающих проблем на местах) можно сделать вывод о том, что в целом регионы смогут в установленные сроки реализовать положения законодательства.

Опыт регионов, в которых региональные операторы приступили к работе, свидетельствует о положительных эффектах проводимой реформы. Вместе с тем следует отметить, что федеральное законодательство немобильное, изменения вносятся достаточно долго, что может негативно сказаться на работе региональных операторов.

Например, по нашим расчетам, совокупный минимальный убыток отрасли — региональных операторов — от отсутствия в законодательстве нормы о компенсации расходов на покупку контейнеров (что в отдельных случаях не позволяет РЭКам включить их в единый тариф, а их покупка в большинстве случаев будет осуществляться как раз региональными операторами) составляет 1,3 млрд рублей.

Проведенный Ассоциацией анализ свидетельствует о наличии в регионах ряда трудностей, решение которых возможно при комплексном подходе и выполнении следующих простых действий:

1. Органам власти в регионах следует понимать, что единые тарифы региональных операторов необходимо установить исходя из конкурсных заявок региональных операторов. Это предусмотрено федеральным законодательством. Иных механизмов нет.

2. В регионах должно быть обеспечено плотное взаимодействие между органами власти и региональными операторами, а также региональными операторами и потребителями услуги.

3. Муниципальным образованиям в регионе следует также вовлекаться в процесс и взаимодействовать как с органами власти региона, так и с региональными операторами.

Основные шаги, которые следует сделать региону и муниципальным образованиям для обеспечения качественного перехода на новую систему обращения с ТКО:

1. Информационная поддержка реформы в регионе (необходимо разъяснять населению, что региональные операторы отобраны на основании конкурсных процедур, единые тарифы устанавливаются регионом, регоператор исполняет возложенные на него обязанности, о плюсах реформы, в том числе, о повышении качества услуги, которую будут оказывать региональные операторы на территории региона, региональные операторы не должны остаться одни во взаимодействии с потребителями);

2. Необходимо уточнить базы данных потребителей (проживающих и зарегистрированных, а также собственников помещений (актуальная информация о потребителях услуги позволит обеспечить валовую выручку регионального оператора, что обеспечит предоставление новой коммунальной услуги в полном объеме);

3. Следует взаимодействовать с управляющими организациями и другими формами управления многоквартирными домами, чтобы в разумные сроки были приняты необходимые решения для заключения договоров с региональными операторами;

4. Муниципальным образованиям необходимо оказывать содействие в выявлении мест несанкционированного размещения ТКО, а также предусматривать заранее в бюджете денежные средства на ликвидацию таких мест.

Переход на новую систему обращения с ТКО является общей целью. Об этом не нужно забывать. Регионам необходимо поддерживать региональных операторов, а не создавать проблемы при переходе на новую систему обращения с ТКО".