Новости

Резолюция VIII круглого стола по взаимодействию органов власти и бизнеса в области обращения с отходами

Изображение

В настоящее время в России реализуется масштабная реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С 01.01.2019 к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО приступят порядка 250 региональных операторов. По мере начала работы региональных операторов возникают сложности в применении законодательства Российской Федерации, оно не учитывает особенности отрасли обращения с отходами в полном объеме.

В целях обеспечения плавного перехода субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с ТКО в ходе дискуссий выявлены следующие пробелы в регулировании, которые необходимо устранить в ближайшее время:

1. При установлении единого тарифа отдельные субъекты Российской Федерации столкнулись с невозможностью учесть расходы на транспортирование ТКО от мест их накопления до мест временного накопления — складирования ТКО для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Временное накопление ТКО предусмотрено территориальными схемами обращения с отходами в связи с отсутствием объектов обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации. 

В данном случае расходы регионального оператора на транспортирование ТКО не компенсируются, что впоследствии может привести к неисполнению региональным оператором своих обязанностей. В этой связи считаем целесообразным внести изменения в законодательство Российской Федерации в части учета собственных расходов региональных операторов на транспортирование ТКО от мест их накопления до мест временного накопления — складирования ТКО.

2. Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон) обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Одновременно пунктами 5,6 и 7 статьи 12 Закона установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (реестр).

Вместе с тем данные нормы не учитывают существующее положение дел в сфере обращения с отходами, сложившееся в силу объективных причин на территориях большинства субъектов Российской Федерации. 

Преимущественно речь идет о территориях субъектов Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера, а также местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районы Крайнего Севера).

Необходимо также отметить, что основная масса населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера, является малочисленной. Строительство объектов захоронения отходов в таких населенных пунктах является инвестиционно непривлекательным и не может быть осуществлено за счет частных инвестиций. Механизм субсидирования субъектов Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, не предусматривает софинансирование проектирования и строительства объектов захоронения отходов.

В связи с изложенным в целях предотвращения негативных экологических последствий считаем необходимым внести в Закон следующие изменения.</p>

Дополнить статью 24.7 Закона пунктом 7 следующего содержания:

«7. Региональный оператор вправе отказаться от заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов в населенных пунктах субъекта Российской Федерации, входящих в зону его деятельности, в которых отсутствует круглогодичное транспортное наземное сообщение от источников образования твердых коммунальных отходов до объектов их захоронения.»;</p>

Дополнить статью 29.1 Закона пунктом 5 следующего содержания:

«5. До 1 января 2025 года положения пунктов 5, 6 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона не применяются в отношении населенных пунктов субъектов Российской Федерации, в которых отсутствует круглогодичное транспортное наземное сообщение от источников образования твердых коммунальных отходов до объектов их захоронения.».

3. Во многих субъектах Российской Федерации традиционно осуществлялось накопление ТКО в пакеты. Вместе с тем тарифное регулирование в области обращения с ТКО не учитывает такие особенности — расходы на приобретение соответствующих пакетов не поименованы в качестве тех, которые относятся к собственным расходам региональных операторов, в связи с чем участились случаи отказов органов тарифного регулирования в их учете. С учетом географических особенностей страны считаем необходимо предусмотреть учет органами тарифного регулирования расходы регионального оператора на приобретение пакетов для накопления ТКО.

4. Основания лишения юридического лица статуса регионального оператора, предусмотренные Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, требуют уточнений. Так, в настоящее время региональный оператор может быть лишен статуса за два нарушения, при этом не учитывается тяжесть и последствия такого нарушения, что вводит не только административные барьеры для осуществления деятельности, но и не стимулирует отрасль обращения с отходами. Считаем необходимым уточнить действующие в настоящее время основания лишения статуса регионального оператора.

5. Законом предусмотрена обязанность потребителей заключать договоры с региональным оператором. При этом отсутствует административная ответственность за неисполнение указанной обязанности, что не создает стимулов для потребителей заключать договор с региональным оператором;

6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не содержит особый порядок предоставления персональных данных потребителей услуги по обращению с ТКО. В случае отказа в предоставлении персональных данных, а равно при отсутствии согласия на их обработку, у регионального оператора отсутствуют основания в проведении действий в отношении таких данных, в том числе их внесение в ГИС ЖКХ;

7. Тарифное регулирование в области обращения с ТКО не содержит прямую норму о включении предпринимательской прибыли регионального оператора в единый тариф регионального оператора, как это предусмотрено в отношении других регулируемых видов деятельности. Таким образом региональный оператор лишь компенсирует понесенные расходы, но не имеет возможности получить какой-либо доход;

8. Тарифное регулирование в области обращения с ТКО не содержит прямую норму о включении расходов, связанных с получением банковской гарантии, что приводит к убыткам региональных операторов;

9. Необходимо скорейшее принятие новых санитарных правил и норм, которые должны предусматривать возможность вывоза раздельно накопленных ТКО по мере их накопления, исключение положений о ежедневном вывозе ТКО, снятие ограничения на количество контейнеров, которые могут размещаться на контейнерной площадке, а также запрета на удаление ТКО в ночное время;

10. Необходимо урегулировать вопросы, связанные с переходом права собственности на ТКО, в том числе при их раздельном накоплении, а помимо установленных запретов на складирование в контейнеры отдельных видов отходов, не относящихся к ТКО, предусмотреть административную ответственность за нарушение Правил обращения с ТКО.

11. Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которых является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При оказании услуг по транспортированию ТКО их загрузка осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специального коммунального транспортного средства (мусоровоза). При загрузке ТКО в мусоровоз известным является только объем ТКО, взвешивание загружаемых ТКО не производится. Плотность ТКО не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект сортировки, переработки, обезвреживания, размещения не представляется возможным.

Кроме того, ТКО загружаются через приемный бункер, расположенный в задней части мусоровоза, с постепенным сдвигом автоматической системой прессования по направлению к кабине. С учетом данной конструктивной особенности мусоровоз, даже не загруженный наполовину, имеет превышение предельной нагрузки на заднюю ось. Соответственно, установленные законодательством Российской Федерации требования заведомо неисполнимы.

Оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО предусматривает строгое соблюдение графиков вывоза ТКО в соответствии с обязательными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Действующее регулирование не только вводит административные барьеры при осуществлении деятельности по транспортированию ТКО, но и приводит к негативным санитарно-эпидемиологическим последствиям (в частности, несоблюдение графиков сбора и транспортирования ТКО способствует образованию навалов на контейнерных площадках).

Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения.

Таким образом, в настоящее время имеются ограничения для эффективного осуществления деятельности при транспортировании ТКО.

В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специальные коммунальные транспортные средства, используемые для санитарной очистки населенных пунктов и транспортирования ТКО.