Новости

Одни из первых

Изображение

В 2017 году Ивановская область стала одним из первых регионов, которые перешли на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Фактически все изменения законодательства, внедрение новых механизмов реформы проходили здесь обкатку. За два года удалось выстроить работу регионального оператора ТКО, наладить взаимодействие с региональными и муниципальными властями.

Опубликовано в журнале RRR №2

О том, с чем пришлось столкнуться, что удалось решить, что еще нуждается в корректировке, рассказывает генеральный директор компании «Региональный оператор по обращению с ТКО» Надежда Гришина.

Реализация реформы обращения с ТКО началась в области в июле 2017 года. Ничего не предпринимать или откладывать с принятием решений было уже нельзя. Территории региона замусорены настолько, что вредные вещества от отходов, годами просто лежащими на свалках, попадают в грунт, загрязняют почву и водоносные горизонты. Большинство из 22 объектов размещения отходов, которые к началу реформы действовали в Ивановской области, не соответствовали требованиям природоохранного законодательства. Степень их заполнения приблизилась к критическому уровню, а дальнейшая эксплуатация создавала потенциальную угрозу для окружающей среды и здоровья людей.

Так, в ноябре 2016 года был принят региональный закон «Об отходах производства и потребления на территории Ивановской области», разработана «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 гг.». А по результатам конкурсного отбора заключено Соглашение об организации деятельности с региональным оператором по обращению с ТКО. 

- Несмотря на серьезный подготовительный этап, мы столкнулись с тем, что на начало проведения реформы большая часть населения не имела информации о том, что вывоз ТКО — новая коммунальная услуга, которая обязательна для оплаты, — рассказывает генеральный директор компании „Региональный оператор по обращению с ТКО“ Надежда Гришина. — И это вызвало сопротивление. Причем не только у жителей, но даже у властей на местах. Главным заблуждением было то, что теперь региональный оператор отвечает за все.

Наиболее наглядно это проявилось в вопросе содержания контейнерных площадок. Особенно тех, что находятся вне придомовых территорий. В абсолютном большинстве случаев собственником земельных участков, на которых расположены эти площадки, являются муниципалитеты. Следовательно, задача их содержания возлагается на органы местного самоуправления. И к этому многие оказались не готовы. Регоператор вел долгие переговоры с муниципальными властями. В итоге в тех районах, где главы пошли на диалог и активно подключились к исправлению ситуации, вопросов стало гораздо меньше. Параллельно регоператор выстраивал отношения с потребителями. С первого дня работы была организована «горячая линия». И она действительно стала горячей телефоны буквально раскалились от звонков. Всего же за два года диспетчеры колл-центра приняли более 90 тысяч обращений.

- Оперативное взаимодействие как с физическими, так и с юридическими лицами — очень важный момент в нашей работе, — говорит Надежда Гришина. — Благодаря этому мы имеем объективную оценку ситуации в регионе, понимаем, какие еще вопросы требуют решения.

В итоге была выработана дорожная карта по переходу на новую систему обращения с отходами на территории Ивановской области. Так появился План реализации проблемных вопросов в сфере обращения с ТКО. В нем были четко прописаны ответственные, исполнители и сроки. Вопросы реализации реформы взял на особый контроль губернатор Станислав Воскресенский.

Ключевые положения плана касались поддержки социально незащищенных категорий граждан, снижения финансовой нагрузки, повышения качества обслуживания населения. Основные результаты совместной работы регоператора и регионального правительства — возможность получать субсидии гражданам, у которых сумма платежей за жилищно-коммунальные услуги превышает 22% от среднего дохода. Кроме того, в Ивановской области введены льготы для многодетных семей: независимо от количества детей платеж за вывоз мусора выставляется на трех членов семьи. Для граждан, проживающих в летний период на даче, плата за вывоз мусора начисляется только по одному адресу на основании заявления и справки, подтверждающей факт отсутствия по месту жительства. 

- Вообще я могу много рассказывать о том, что сделано, что приходилось решать буквально с колес. Мы охотно делимся опытом с коллегами — в область приезжали представители регоператоров из Твери, Вологды, Костромы, Владимира, Нижнего Новгорода, Оренбурга. Одними из первых мы вступили в Ассоциацию организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами „Чистая страна“, — рассказывает Надежда Гришина. — Постоянно принимаем участие в межведомственных круглых столах по координации взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и бизнеса в области обращения с отходами, где озвучиваем свою позицию. Считаем это очень важным.

Многие из проблем, возникших в большинстве регионов России с 1 января 2019 года, в Ивановской области уже решены. Однако на повестке по-прежнему остро стоят многие вопросы. Существующими на сегодняшний день пробелами в нормативных документах пользуются недобросовестные потребители услуг региональных операторов.

К примеру, казалось бы, рядовая процедура — заключение договоров с населением и юрлицами. Законодатель подразумевал, что собственник отходов обязан оформить договорные отношения с регоператором. Но добровольно на это идут далеко не все. А на сегодняшний день нет механизма, который обязал бы их это сделать. Пока единственный вариант — судиться.

С января 2018 года регоператор начал вести претензионно-исковую работу в отношении потребителей, не желающих оплачивать данную коммунальную услугу. Было подано более 18 000 заявлений в отношении физических лиц, а также около 500 — юридических лиц. Кроме того, в адрес юрлиц направленно более 2500 претензий. С другой стороны, все упирается в закон о защите персональных данных. О собственниках жилых и нежилых помещений практически невозможно получить достоверную информацию. Это приводит к целому комплексу проблем: и возникновение несанкционированных свалок, и несвоевременность вывоза ТКО, что вызывает понятное недовольство населения.

Еще один важный аспект реформы — создание экономически обоснованной и экологически безопасной комплексной системы обращения с отходами. Он означает переход от утилизации мусора к управлению отходами. Мировой опыт показывает, что для сокращения количества захораниваемого мусора необходимо четко выстроить всю цепочку: раздельный сбор, сортировка и утилизация, обезвреживание, захоронение по остаточному принципу. Но для этого в нашей стране предстоит решить две проблемы: построить достаточное количество перерабатывающих предприятий, а также создать экономические стимулы для бизнеса.

Что нужно сделать на данном этапе? Создать условия для поэтапного внедрения повсеместного раздельного сбора ТКО. Решением этого вопроса как раз сейчас и занимается регоператор. В районах Ивановской области уже установлено 618 контейнеров для РСО. Через два года ими будут оборудованы все контейнерные площадки региона.

А вот насколько эффективно они будут использоваться, нужно думать уже сегодня. Именно поэтому регоператор много делает для повышения экологической культуры и степени вовлеченности населения в вопросы обращения с отходами. Особое внимание — детям. В школах проходят экоуроки, проводятся различные конкурсы, реализуются экологические проекты. 

- Мы считаем, что на федеральном уровне должна быть принята масштабная программа по экологическому просвещению. И этим нужно заниматься буквально с детского сада. А для взрослых — ввести дополнительные экономические механизмы стимулирования для внедрения раздельного накопления ТКО и использования многоразовых товаров, тары и упаковки. Кроме того, нужно создавать инфраструктуру.

Мы сейчас только начинаем делать первые шаги по созданию цивилизованной отрасли обращения с отходами. То, что сейчас происходит — это строительство фундамента, закладка основ. В конечном итоге общая задача всех участников реформы — сделать нашу область максимально комфортной для проживания. Работаем дальше!