1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
28 июня Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла изменения сразу в два федеральных закона — «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды». В них есть два принципиально новых для сферы обращения с отходами момента. Так, уже с 1 сентября 2022 года захоронение вторичных ресурсов не допускается. И впервые в законодательстве появляется понятие «побочного продукта».
Каким образом эти два нововведения повлияют на реализацию реформы отрасли, на вопросы главного редактора журнала RRR Ирины Яковлевой ответил заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.
Александр Борисович, в пояснительной записке к данному федеральному закону говорится, что он ?направлен на установление новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с вторичными ресурсами?. Что он меняет принципиально?
Законопроект регулирует правоотношения с вторичными ресурсами. То есть отходами, которые можно использовать повторно и которые собраны раздельно, либо отобраны на сортировке, либо образованы на производстве. Определяет, как они превращаются во вторичное сырье — то есть продукцию.
Предусматриваются механизмы вовлечения вторичных ресурсов образующихся и у населения, и на производстве.
Пластик, стекло, одежду и иные виды бытовых отходов, которые образуются у нас в быту, планируется собирать за счет расширения практики раздельного сбора на контейнерных площадках и создания новых мест сбора вторресурсов. К ним же относятся фандоматы, число которых сейчас при поддержке ППК «РЭО» увеличивается. Законопроект стимулирует предпринимателей заниматься сбором вторресурсов. В частности, снимает требование по получению лицензии на прием таких отходов.
Что касается предприятий, согласно законопроекту образующиеся у них вторресурсы утилизируются ими самостоятельно либо передаются иным лицам на утилизацию. Также на производстве вводится понятие побочного продукта. Отнесение к нему осуществляется организацией самостоятельно. В течение трех лет предприятие должно найти побочному продукту применение в собственном производстве либо передать другим потребителям, иначе побочный продукт станет отходом с увеличенными экологическими платежами.
Закон устанавливает обязательное использование доли вторсырья, речь идет о 17 фракциях, при изготовлении разного вида продукции. Какие это товары и достаточно ли в стране перерабатывающих мощностей, чтобы выполнить этот пункт закона?
Действительно, для стимулирования использования вторресурсов мы даем право Минпромторгу определить перечень видов продукции (товаров), работ, производство, выполнение которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе. Вступит в силу норма с 1 марта 2024 года. Предложения уже в разработке, но время предусмотрели ровно для того, чтобы проанализировать последствия и сбалансировать действия. Называть конкретные товары, думаю, преждевременно.
Также в документе говорится о том, что будет утвержден порядок стимулирования экономической деятельности при вовлечении вторсырья в хозяйственный оборот и изготовления продукции с использованием вторичного сырья. Какие способы стимулирования здесь имеются ввиду?
Отдельного порядка не будет. Сейчас распространили меры поддержки, предусмотренные для продукции с биоразлагаемой упаковкой, на производство товаров с определенной долей вторсырья в составе. Планируем на этом не останавливаться и продолжим диалог с Правительством по внесению изменений в другие законы по преференциям при закупках и по налоговым льготам.
Еще один принципиально важный момент, который закрепляет документ, это появление понятия ?побочный продукт?. Что под него попадает?
Что отнести к побочному продукту, как я уже сказал, будет определять сам предприниматель. Если он видит ценность, экономическую целесообразность для себя в отходах, которые у него образовались при производстве, знает, как их применить, то он принимает решение об отнесении к побочному продукту. Отражает все это в бухгалтерском учете. Это не новый механизм, раньше он был на уровне СанПин, но регламентируя обращение с вторресурсами на законодательном уровне, не могли не затронуть обращение с побочными продуктами производства.
В законе говорится, что производитель побочного продукта должен его использовать в своей деятельности или кому-то продать в течение трех лет. Если этого не произойдет, он будет признан отходом. Каким будет механизм отслеживания и контроля?
Безусловно при обращении с побочными продуктами не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов. Раздел по побочным продуктам производства будет отражаться в программе производственного экологического контроля и в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Все данные вносятся в соответствующие подсистему ПТК «Госконтроль», надзорные органы эту информацию будут видеть и использовать при проверках.
Не дает ли этот пункт лазейку для производителей получить отсрочку или вовсе уйти от уплаты НВОС?
Учитывая, что сегодня такой механизм есть и регулируется СанПином, то не видим оснований полагать, что это лазейка. Это инструмент для предпринимателей вовлечь в оборот отходы, использовать их в качестве ресурсов. В этом собственно цель законопроекта и экономики замкнутого цикла. Мы этот инструмент чуть более детализировали, предусмотрели срок, в течение которого его надо использовать — три года, и последствия, которые наступят если этого не сделать.
Пользоваться такой отсрочкой с учетом того, что по истечению срока коэффициент к плате НВОС вырастет до 52 экономически нецелесообразно.
Мы сейчас оказались в уникальной экономической ситуации, связанной в первую очередь с рекордным количеством санкций, введенных против нашей страны. Останется ли экологическая повестка актуальной?
Учитывая, что экология — это вода, которую мы пьем, это воздух, которым мы дышим, это мусор, который мы выбрасываем, то тут вряд ли наши потребности изменятся.
Целевые показатели, которых мы должны достичь к 2024 году и к 2030 году, также неизменны.
Знаете, есть обращения в адрес Государственной Думы от глав регионов, не буду их называть, с просьбой продления временных объектов размещения, ссылаясь на изменение сроков строительства новых объектов из-за необходимости замены импортного оборудования. Вы лучше меня знаете, что у нас есть на рынке компании — производители оборудования с локализацией до 80%. Для ускорения перепроектирования с 1 сентября ГЭЭ и госэкспертизу можно будет проходить параллельно, сейчас обсуждаем еще возможности сокращения сроков и процедур при повторных экспертизах. Также предусмотрена возможность применения параллельного импорта. Правильней было бы, если бы от регионов исходили инициативы в части, что скорректировать в законодательстве, чтобы успеть, а не использовать текущую ситуацию, чтобы все отложить.
Какие, на ваш взгляд, нужно принять антикризисные меры, которые позволят удержать ситуацию и не обнулить проделанную работу? А мы понимаем, что уже многое сделано и сил вложено много в реализацию разного рода экологических инициатив.
Я думаю, что для предпринимателей это основная причина почему останавливаться нельзя. Средства вложены, остановиться на полпути — значит обнулить весь результат. В то же время думаю, что ряд предприятий в зависимости от своих возможностей с учетом переориентации поставок на иные рынки, изменения поставщиков, транспортных потоков и прочих обстоятельств, могут решить растянуть затраты во времени. Законодательно мы такую возможность по ряду обязательств, в том числе — по 12 городам-участникам нацпроекта «Экология», по оборудованию датчиками для измерения воздуха, по переходу на использование ФГИС лесного комплекса, предусмотрели.
Мы в постоянном контакте не только с Правительством, но и с бизнесом, по мере выработки определенных востребованных решений будем их воплощать.
Фото: из личного архива А.Б. Когана