drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
18:50
01.06.2021

Ассоциация «Чистая страна» внесла 27 предложений по совершенствованию отрасли обращения с отходами

Ассоциация «Чистая страна» внесла 27 предложений по совершенствованию отрасли обращения с отходами

V Съезд региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами состоялся в период со 19 по 23 мая 2021 года в г. Самаре. Он является крупнейшим отраслевым мероприятием года.

В Съезде приняли участие около 400 участников из 70 регионов (представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, органов регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), организаций, осуществляющих обращение с иными видами отходов, производителей коммунальной техники, инвесторов в развитие отрасли обращения с отходами, государственных корпораций, кредитных и некредитных финансовых организаций, IT-компаний).

Традиционно на данной дискуссионной площадке представители государства и бизнеса вырабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях формирования устойчивого, эффективного и высокотехнологичного рынка обращения с отходами.

С 2017 года по предложениям, содержащимся в резолюциях состоявшихся ранее съездов региональных операторов, были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на стабилизацию отрасли обращения с отходами. В частности, деятельность по обработке ТКО включена в единый тариф на услугу регионального оператора; уточнены существенные условия концессионных соглашений в части выручки от видов деятельности в области обращения с ТКО; предусмотрено положение, согласно которому тариф организации не может быть признан недоступным, если деятельность осуществляется на основании концессионного соглашения; установлена возможность утверждения инвестиционной программы для нерегулируемых организаций; в тарифном и смежном законодательстве предусмотрены положения, согласно которым доходы от продажи ВМР, полученных из отходов, остаются в распоряжении регулируемых организаций, уточнены сроки утверждения производственных программ, расходы на приобретение контейнеров и бункеров, предоставление банковской гарантии по соглашению, доход лизингодателя по договорам лизинга учитываются в заданном размере, определена расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора, установлены основания, при которых прогнозная необходимая валовая выручка может превысить отыгранную выручку, определены статьи расходов при транспортировании ТКО, которые учитывают все расходы, связанные с такой деятельностью.

Вместе с тем следующие проблемы требуют решения:

Необходимо реализовать следующие меры государственной поддержки:

- возмещение региональным операторам недополученных доходов при оказании ими услуги по обращению ТКО в размере 100% разницы между суммой выставленных счетов за предоставленную услугу и фактически оплаченных счетов потребителями в период с начала осуществления региональными операторами своей деятельности;

- субсидирование деятельности региональных операторов в размере, превышающем ежегодный рост единого тарифа на услугу регионального оператора в связи со строительством (реконструкцией), эксплуатацией соответствующих объектов обращения с ТКО;

- компенсация процентной ставки операторам по обращению с ТКО по договорам кредита, займа и лизинга в части, превышающей учтенный размер процентной ставки при установлении тарифов.

Для стимулирования реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с ТКО необходимо внести изменения в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в части исключения из расчета предельного индекса вносимой гражданами платы услуги по обращению с ТКО до 2024 года;

  1. Требуется внесение следующих изменений в Основы ценообразования в области обращения с ТКО и Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО:

- уточнение размера сбытовых расходов, подлежащих учету, периода, в который такие расходы могут быть учтены, а также о возможности учета прогнозных (плановых) расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора;

- установление фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования, в качестве приоритетного подхода при определении расходов на оплату труда;

- учет расходов на создание и содержание мусороперегрузочных станций в установленном размере при определении необходимой валовой выручки регионального оператора;

- учет расходов, связанных с раздельным накоплением ТКО.

Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которой является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При оказании услуг по транспортированию ТКО их загрузка осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специализированного коммунального транспортного средства (мусоровоза). При загрузке ТКО в мусоровоз известным является только их объем, взвешивание загружаемых ТКО не представляется возможным в силу специфики их накопления и транспортирования. Плотность ТКО не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект обработки, обезвреживания, размещения невозможно.

Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения.

Таким образом, имеются ограничения для осуществления деятельности при транспортировании ТКО. 

В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.

Требуется доработка функционала ГИС ЖКХ в следующей части:

- для обеспечения возможности сопоставления данных об объектах жилищного фонда (ОЖФ) в открытой части ГИС ЖКХ с ОЖФ в личном кабинете Регионального оператора (РО) необходимо дополнить вкладку «Поиск дома по адресу» реестра ОЖФ в открытой части ГИС ЖКХ критериями «Дата добавления» и «Дата последнего изменения», и обеспечить возможность выгрузки результата отбора;

- в личном кабинете РО на вкладке «Объекты управления — Реестр объектов жилищного фонда» существующее ограничение выгрузки в 500 000 строк не позволяет проводить анализ ОЖФ. Для обеспечения возможности работы с полным списком ОЖФ необходимо реализовать выгрузку информации объемом более 500 000 записей или несколькими файлами по 500 000 строк;

- в целях проведения анализа корректности загрузки проектов платёжных документов (ПД) при работе с режимом «Добавление ПД» на вкладке «Оплата ЖКУ — Платежные документы» необходимо предусмотреть выгрузку номеров лицевых счетов, аналогично режиму «Работа с добавленными ПД»;

- на вкладке «Объекты управления – Информация о местах накопления твердых коммунальных отходов» необходимо добавить возможность массового размещения проектов контейнерных площадок. Реализовать загрузку проектов контейнерных площадок шаблоном в статусе «Размещено», как это запланировано с версии 11.11.0.19;

- в целях соблюдения требований действующего законодательства в части сроков предоставления ответов на запрос дополнить раздел «Ответ на запросы о наличии или отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги» возможностью загрузки ответов шаблоном;

- автоматизировать процесс размещения, удаления (аннулирования) договоров в кабинете РО.

  1. В настоящее время отсутствует возможность получения на бесплатной основе информации, в том числе о количестве проживающих человек, необходимой для заключения договоров с потребители жилищно-коммунальных услуг, выставления счетов на оплату потребленных услуг, взыскания задолженности за оказанные услуги. Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и иные смежные нормативные правовые акты, определив официальный источник сведений о количестве проживающих в жилых помещениях, персональных данных потребителей, в объеме, достаточном для обеспечения взыскания задолженности, и соответствующий способ получения указанных данных региональными операторами.
  2. Требуется внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления возможности заключения договора на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором как с единственным поставщиком, так как обязанность по их ликвидации возложена на регионального оператора действующим законодательством.
  3. В связи с отсутствием возможности приостановления оказания услуги недобросовестным потребителям необходимо установление административной ответственности за уклонение от оплаты услуг по обращению с ТКО, от заключения договора на оказание услуг с региональным оператором, заключение потребителями договора не с региональным оператором, в отношении операторов по обращению с ТКО, осуществляющих транспортирование ТКО, не состоящих в договорных отношениях с региональным оператором, за прием ТКО на объектах захоронения ТКО не от региональных операторов или операторов по обращению с ТКО, не состоящих в договорных отношениях с региональным оператором.

Кроме того, необходимо также установить административную ответственность в отношении собственников ТКО и должностных лиц за неисполнение требования законодательства о создании, обустройстве и содержании контейнерных площадок.

В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить определение «вторичного сырья» или «вторичных ресурсов», установив требования к обращению такого сырья (ресурсов), их правовой статус. Помимо разграничения понятий «отход», «отход от использования товаров» и «вторичное сырье» или «вторичный ресурс» необходимо конкретизировать основания для приобретения права собственности на отходы, ТКО, отходы от использования товаров и «вторичное сырье» или «вторичные ресурсы». Кроме того, необходимо однозначно определить право собственности на ТКО и ВМР.

  1. Предусмотреть возможность применения налогоплательщиком подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в течение срока действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.

Также в целях обеспечения финансовой устойчивости региональных операторов и стабилизации операций по обращению с ТКО необходимо отменить   обязательства по восстановлению НДС, а именно внести изменения в статью 170 НК РФ следующего содержания: «в абзаце первом подпункта 2 пункта 3 слова «операций, предусмотренных подпунктами 16 - 18 пункта 2 статьи 146» дополнить словами «подпунктом 36 пункта 2 статьи 149».

  1. Требуется скорейшее принятие внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего возможность осуществления транспортирования ТКО автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом.
  2. Необходимо предусмотреть возможность строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов обращения с ТКО, расположенных в границах 6-й подзоны приаэродромных территорий, при обеспечении норм авиационной безопасности, исключающих скопление птиц на данных объектах.
  3. В рамках совершенствования института расширенной ответственности производителя необходимо:

- сохранение понижающего коэффициента при уплате экологического сбора по другим фракциям;

- введение единых требований, предъявляемых к упаковке товаров (этикетки, состав клея, цвета бутылок и т.д.);

- снижение НДС производителям, использующим упаковку из вторсырья;

- введение запрета на захоронение ПЭТ;

- введение запрета на производство и оборот сложно перерабатываемой упаковки на законодательном уровне.

  1. Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура общественных обсуждений/публичных слушаний в отношении объектов капитального строительства (в том числе объектов обращения с отходами) не позволяет обеспечить создание инфраструктуры отрасли обращения с отходами, в связи с чем ее необходимо пересмотреть (достаточным является проведение соответствующих мероприятий при утверждении проекта планировки территории).
  2. Исключить неравные условия осуществления деятельности организациями, оказывающими коммунальные услуги.

Так, наличие у управляющей организации задолженности за оказанную региональным оператором коммунальную услугу не образует нарушение лицензионных требований. Следовательно, региональный оператор как организация, оказывающая коммунальную услугу, находится в дискриминационном положении по сравнению с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, необходимо уточнить перечень грубых нарушений лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

  1. В настоящее время Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам применяется в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО.

Не представляется возможным соблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами. Ее нарушение является основанием лишения юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации введены административные барьеры осуществления деятельности, созданы условия, при которых представляется невозможным должным образом оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Кроме того, в связи с ограничением или прекращением движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам расходы регионального оператора на транспортирование ТКО существенно возрастают, что приводит к их убыткам.

В целях решения указанной проблемы необходимо внести в Порядок изменения, предусматривающие его нераспространение на специализированные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО (мусоровозы, контейнеровозы, со съемным кузовом, с самосвальным кузовом и др.).

  1. Необходимо предусмотреть одноэтапную процедуру конкурсного отбора региональных операторов: оценка заявок должна осуществляться в совокупности по всем критериям (одноэтапный конкурсный отбор), так как при повторном конкурсном отборе в отношении той же зоны деятельности в настоящее время должно применяться правило оценки по цене (то есть без учета качественных характеристик оказания услуги). Кроме того, проведенный анализ свидетельствует, что только в отношении менее 1% конкурсных отборов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применялась двухэтапная оценка конкурсных заявок.
  2. Необходимо существенно доработать процедуру проведения торгов на транспортирование ТКО. При проведении торгов на транспортирование ТКО в соответствии с законодательством о закупках должно быть право при несостоявшемся аукционе осуществлять транспортирование ТКО самостоятельно или провести аукцион повторно (без ограничений, предусмотренных законодательством о закупках, так как оно не учитывает специфику обращения с ТКО).
  3. В связи с недополучением прогнозной необходимой валовой выручки региональным оператором необходимо пересмотреть основания лишения юридического лица статуса регионального оператора, а также предусмотреть возможность регионального оператора отказаться от исполнения либо приостановить исполнение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО вместе с порядком компенсации недополученных доходов.
  4. Реализовать экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также предусмотреть изменение максимальных сроков полезного использования активов применительно к деятельности операторов по обращению с ТКО (постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1).
  5. Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура общественного обсуждения не позволяет в кратчайшие сроки вносить изменения в территориальные схемы обращения с отходами, что ограничивает деятельность региональных операторов. Таким образом, данную процедуру следует заменить процедурой согласования с заинтересованными лицами, в числе которых должен быть региональный оператор.
  6. Порядок ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО требует корректировки с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учетом правоприменительной практики.
  7. Необходимо установить запрет на уплотнение ТКО при их складировании с использованием средств механизации, либо установить правила коммерческого учета ТКО накапливаемых с использованием средств уплотнения, установив предельный коэффициент уплотнения. Тем самым предлагается исключить злоупотребление потребителями, использующих механизированные средства уплотнения ТКО при их накоплении и осуществлять взаиморасчет с такими потребителями исходя из объема фактически накопленных ТКО и с учетом получаемой массы и плотности таких отходов.
  8. Необходима корректировка Правил коммерческого учета в части урегулирования вопроса расчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО, либо объема контейнеров (фактического вывоза), для случаев значительного расхождения цен при применении разных методик. В настоящее время имеются случаи, когда объем отходов, заявленный потребителем как фактически образованный, существенно отличается от нормативного.
  9. Рассмотреть вопрос экономического стимулирования развития биокомпостирования.
  10. Необходимо внесение изменений в Правила обращения с ТКО в части осуществления погрузки ТКО на специальных местах погрузки, определяемых органами местного самоуправления, при накоплении ТКО в мусороприемных камерах, а также в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в части установления обязанности лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, по выкатыванию контейнеров из мусороприемных камер к местам погрузки ТКО.
  11. Необходимо внесение изменений в Правила обращения с ТКО в части определения ответственного за организацию накопления ТКО в местах их накопления (лицо, осуществляющее их создание и эксплуатацию) в связи со складывающейся негативной административной и судебной практикой о возложении такой функции на регионального оператора.

 

 

Обратный звонок