1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
V Съезд региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами состоялся в период со 19 по 23 мая 2021 года в г. Самаре. Он является крупнейшим отраслевым мероприятием года.
В Съезде приняли участие около 400 участников из 70 регионов (представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, органов регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), организаций, осуществляющих обращение с иными видами отходов, производителей коммунальной техники, инвесторов в развитие отрасли обращения с отходами, государственных корпораций, кредитных и некредитных финансовых организаций, IT-компаний).
Традиционно на данной дискуссионной площадке представители государства и бизнеса вырабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях формирования устойчивого, эффективного и высокотехнологичного рынка обращения с отходами.
С 2017 года по предложениям, содержащимся в резолюциях состоявшихся ранее съездов региональных операторов, были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на стабилизацию отрасли обращения с отходами. В частности, деятельность по обработке ТКО включена в единый тариф на услугу регионального оператора; уточнены существенные условия концессионных соглашений в части выручки от видов деятельности в области обращения с ТКО; предусмотрено положение, согласно которому тариф организации не может быть признан недоступным, если деятельность осуществляется на основании концессионного соглашения; установлена возможность утверждения инвестиционной программы для нерегулируемых организаций; в тарифном и смежном законодательстве предусмотрены положения, согласно которым доходы от продажи ВМР, полученных из отходов, остаются в распоряжении регулируемых организаций, уточнены сроки утверждения производственных программ, расходы на приобретение контейнеров и бункеров, предоставление банковской гарантии по соглашению, доход лизингодателя по договорам лизинга учитываются в заданном размере, определена расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора, установлены основания, при которых прогнозная необходимая валовая выручка может превысить отыгранную выручку, определены статьи расходов при транспортировании ТКО, которые учитывают все расходы, связанные с такой деятельностью.
Вместе с тем следующие проблемы требуют решения:
Необходимо реализовать следующие меры государственной поддержки:
- возмещение региональным операторам недополученных доходов при оказании ими услуги по обращению ТКО в размере 100% разницы между суммой выставленных счетов за предоставленную услугу и фактически оплаченных счетов потребителями в период с начала осуществления региональными операторами своей деятельности;
- субсидирование деятельности региональных операторов в размере, превышающем ежегодный рост единого тарифа на услугу регионального оператора в связи со строительством (реконструкцией), эксплуатацией соответствующих объектов обращения с ТКО;
- компенсация процентной ставки операторам по обращению с ТКО по договорам кредита, займа и лизинга в части, превышающей учтенный размер процентной ставки при установлении тарифов.
Для стимулирования реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с ТКО необходимо внести изменения в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в части исключения из расчета предельного индекса вносимой гражданами платы услуги по обращению с ТКО до 2024 года;
- уточнение размера сбытовых расходов, подлежащих учету, периода, в который такие расходы могут быть учтены, а также о возможности учета прогнозных (плановых) расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора;
- установление фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования, в качестве приоритетного подхода при определении расходов на оплату труда;
- учет расходов на создание и содержание мусороперегрузочных станций в установленном размере при определении необходимой валовой выручки регионального оператора;
- учет расходов, связанных с раздельным накоплением ТКО.
Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которой является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оказании услуг по транспортированию ТКО их загрузка осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специализированного коммунального транспортного средства (мусоровоза). При загрузке ТКО в мусоровоз известным является только их объем, взвешивание загружаемых ТКО не представляется возможным в силу специфики их накопления и транспортирования. Плотность ТКО не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект обработки, обезвреживания, размещения невозможно.
Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения.
Таким образом, имеются ограничения для осуществления деятельности при транспортировании ТКО.
В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.
Требуется доработка функционала ГИС ЖКХ в следующей части:
- для обеспечения возможности сопоставления данных об объектах жилищного фонда (ОЖФ) в открытой части ГИС ЖКХ с ОЖФ в личном кабинете Регионального оператора (РО) необходимо дополнить вкладку «Поиск дома по адресу» реестра ОЖФ в открытой части ГИС ЖКХ критериями «Дата добавления» и «Дата последнего изменения», и обеспечить возможность выгрузки результата отбора;
- в личном кабинете РО на вкладке «Объекты управления — Реестр объектов жилищного фонда» существующее ограничение выгрузки в 500 000 строк не позволяет проводить анализ ОЖФ. Для обеспечения возможности работы с полным списком ОЖФ необходимо реализовать выгрузку информации объемом более 500 000 записей или несколькими файлами по 500 000 строк;
- в целях проведения анализа корректности загрузки проектов платёжных документов (ПД) при работе с режимом «Добавление ПД» на вкладке «Оплата ЖКУ — Платежные документы» необходимо предусмотреть выгрузку номеров лицевых счетов, аналогично режиму «Работа с добавленными ПД»;
- на вкладке «Объекты управления – Информация о местах накопления твердых коммунальных отходов» необходимо добавить возможность массового размещения проектов контейнерных площадок. Реализовать загрузку проектов контейнерных площадок шаблоном в статусе «Размещено», как это запланировано с версии 11.11.0.19;
- в целях соблюдения требований действующего законодательства в части сроков предоставления ответов на запрос дополнить раздел «Ответ на запросы о наличии или отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги» возможностью загрузки ответов шаблоном;
- автоматизировать процесс размещения, удаления (аннулирования) договоров в кабинете РО.
Кроме того, необходимо также установить административную ответственность в отношении собственников ТКО и должностных лиц за неисполнение требования законодательства о создании, обустройстве и содержании контейнерных площадок.
В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить определение «вторичного сырья» или «вторичных ресурсов», установив требования к обращению такого сырья (ресурсов), их правовой статус. Помимо разграничения понятий «отход», «отход от использования товаров» и «вторичное сырье» или «вторичный ресурс» необходимо конкретизировать основания для приобретения права собственности на отходы, ТКО, отходы от использования товаров и «вторичное сырье» или «вторичные ресурсы». Кроме того, необходимо однозначно определить право собственности на ТКО и ВМР.
Также в целях обеспечения финансовой устойчивости региональных операторов и стабилизации операций по обращению с ТКО необходимо отменить обязательства по восстановлению НДС, а именно внести изменения в статью 170 НК РФ следующего содержания: «в абзаце первом подпункта 2 пункта 3 слова «операций, предусмотренных подпунктами 16 - 18 пункта 2 статьи 146» дополнить словами «подпунктом 36 пункта 2 статьи 149».
- сохранение понижающего коэффициента при уплате экологического сбора по другим фракциям;
- введение единых требований, предъявляемых к упаковке товаров (этикетки, состав клея, цвета бутылок и т.д.);
- снижение НДС производителям, использующим упаковку из вторсырья;
- введение запрета на захоронение ПЭТ;
- введение запрета на производство и оборот сложно перерабатываемой упаковки на законодательном уровне.
Так, наличие у управляющей организации задолженности за оказанную региональным оператором коммунальную услугу не образует нарушение лицензионных требований. Следовательно, региональный оператор как организация, оказывающая коммунальную услугу, находится в дискриминационном положении по сравнению с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, необходимо уточнить перечень грубых нарушений лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Не представляется возможным соблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами. Ее нарушение является основанием лишения юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации введены административные барьеры осуществления деятельности, созданы условия, при которых представляется невозможным должным образом оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Кроме того, в связи с ограничением или прекращением движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам расходы регионального оператора на транспортирование ТКО существенно возрастают, что приводит к их убыткам.
В целях решения указанной проблемы необходимо внести в Порядок изменения, предусматривающие его нераспространение на специализированные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО (мусоровозы, контейнеровозы, со съемным кузовом, с самосвальным кузовом и др.).