Поделиться в соцсетях:
© PR-служба Ассоциации «Чистая страна»
Руководитель Ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин вошел в число экспертов вышедшего сегодня доклада Счетной палаты РФ, посвященного реформе сферы обращения с отходами.
В своем отчете Счетная палата затронула системные проблемы, которые возникли в ходе реализации реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Это и трудности перехода на новую систему обращения с ТКО в отдельных субъектах, и несбалансированность государственной политики на федеральном и региональном уровнях, и проблемы поддержки инвестиционных проектов, необходимых для достижения целевых показателей нацпроекта «Экология» по обработке и утилизации ТКО.
Дополнительно к указанным проблемам следует обратить внимание на необходимость ускорения реализации принятых Правительством мер господдержки. Речь идет о предоставлении субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов на обеспечение непрерывной работы региональных операторов, а также о предоставлении федеральных субсидий на возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» недополученных доходов по кредитам, выданным региональным операторам по льготной ставке.
Меры, безусловно, важные. Однако при их принятии не были внесены корреспондирующие изменения в тарифное законодательство, предусматривающие, чтобы соответствующие денежные средства не исключались из необходимой валовой выручки региональных операторов в последующие периоды. Отсутствие этих поправок, по сути, нивелирует результаты предоставленной поддержки.
Также необходимо рассмотреть дополнительные механизмы и инструменты государственной поддержки проектов в сфере обращения с ТКО. Речь идет о безвозмездных и безвозвратных мерах поддержки непосредственно через Минприроды России, в частности, таких как:
• компенсация ? капитальных затрат, произведенных инвестором в рамках реализации;
инвестиционного проекта;
• субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей за приобретение техники и оборудования, необходимых для осуществления деятельности в сфере
обращения с ТКО;
• субсидирование выпадающих доходов региональных операторов, образованных в связи с ограничением роста единого тарифа.
Еще одно необходимое условие для устойчивого развития отрасли — это дальнейшее комплексное совершенствование законодательства. В частности, нужно внести изменения:
• в нормативные правовые акты в части предоставления возможности получения;
на бесплатной основе информации о количестве проживающих человек, необходимой для заключения договоров с потребителем жилищно-коммунальных услуг, выставления счетов на оплату услуг и взыскания задолженности за оказанные услуги;
• в Кодекс об административных нарушениях в части введения административной ответственности в отношении собственников ТКО и должностных лиц за неисполнение требования законодательства о создании, обустройстве и содержании контейнерных площадок;
• в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статей 31 и 31.1
(об условиях передвижения крупногабаритного и тяжеловесного транспорта) на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые
для транспортирования ТКО;
• в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления возможности заключения договора на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором как с единственным поставщиком, так как обязанность по их ликвидации возложена на регионального оператора.
Кроме того, требуют изменений Основы ценообразования в области обращения с ТКО и Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО.
В частности, необходимо:
• уточнить размер подлежащих учету сбытовых расходов и период, в который такие расходы могут быть учтены, а также предусмотреть возможность учета прогнозных (плановых) расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора;
• учесть доход лизингодателя в составе лизингового платежа;
• установить фактический уровень фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования, в качестве приоритетного подхода при определении расходов на оплату труда;
• учесть расходы на создание и содержание мусороперегрузочных станций в установленном размере при определении необходимой валовой выручки
регионального оператора;
• учесть расходы, связанные с раздельным накоплением ТКО;
• предусмотреть положение, согласно которому доходы от продажи вторичных материальных отходов, полученных из отходов, остаются в распоряжении регулируемой организации в полном объеме.
Также для стимулирования реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с ТКО необходимо внести поправки в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а именно исключить из расчета предельный индекс вносимой гражданами платы за услугу по обращению с ТКО до 2023 года.