1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
В июле 2021 года президент России Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство об отходах производства и потребления. К чему готовиться рынку, и кто будет управлять новой системой обращения с отходами I и II классов?
Существующая в России ситуация с отходами производства далека от идеала. Учитывая, что российские компании активно встраиваются в международный рынок, где экономика замкнутого цикла и ресурсосбережение являются ключевыми трендами, вопрос рационального и бережного обращения с отходами становится крайне актуальным. С целью выстраивания современной и эффективной системы обращения с отходами производства, был разработан отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в составе национального проекта «Экология». За реализацию отвечает Госкорпорация «Росатом».
Новая система — новые правила
Очевидно, что строительство нескольких перерабатывающих заводов проблему обращения с отходами производства не решит, поэтому к задаче подходят комплексно. Новая система должна обеспечить контроль за полным жизненным циклом отходов I и II классов от источников их образования до мест переработки — сколько и у кого образуется данных отходов, как их безопасно доставить, где переработать, и кто управляет всеми процессами.
Начнем с последнего вопроса. Свободный рынок в сфере обращения с отходами I и II классов показал свою неэффективность. Многочисленные нарушения, несанкционированные свалки, заброшенные комбинаты — тому яркое подтверждение.
На государственном уровне было принято решение о создании «одного окна» для всех участников рынка — промышленных производителей, операторов по переработке и операторов по транспортированию. Им назначено предприятие Росатома — Федеральный экологический оператор, получивший соответствующий статус федерального оператора по обращению с отходами I и II классов на территории всей страны.
Управление и учет
Управлять потоками промышленных отходов и обеспечить информационное сопровождение всей деятельности по обращению с ними позволит федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов — ФГИС ОПВК.
В тестовом режиме ФГИС ОПВК начала работу в сентябре 2020 года, за это время ее протестировали предприятия из 60 регионов России. Это дало возможность промышленным производителям и операторам по переработке и транспортированию заранее начать работу по внесению данных о своей деятельности в эту информационную систему для комфортного и постепенного перехода к новым условиям работы. Программа аккумулирует всю информацию: образование, транспортировка, учет, нарушения.
Кроме того, в 2020 году была разработана и утверждена Правительством России федеральная схема обращения с отходами I и II классов. В соответствии с последними поправками в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» федеральная схема разрабатывается с учетом сведений ФГИС ОПВК и входит в ее состав. Ввиду того, что вся информация об обращении с отходами I и II классов будет аккумулироваться во ФГИС ОПВК, целесообразно, чтобы федеральная схема формировалась в электронном виде из информации, содержащей в данной информационной системе, и являлась ее составной частью. Форма, корректировка и утверждение федеральной схемы по-прежнему остается за Правительством России.
Такой подход позволит наблюдать за системой обращения с отходами I и II классов в динамике в режиме реального времени. Обновление данных во ФГИС ОПВК автоматически будет транслироваться в федеральную схему обращения с отходами I и II классов.
Переработка и вторичные ресурсы
Сегодня за рубежом к отходам уже не относятся как к чему-то ненужному. Современные предприятия заинтересованы в максимальном использовании продуктов рециклинга, которые получаются в процессе переработки. Также переработка промышленных отходов позволит избежать образования несанкционированных свалок, наносящих непоправимый ущерб экологии.
Частью новой системы обращения с отходами I и II классов станет современная перерабатывающая инфраструктура — сеть экотехнопарков в семи регионах страны. Первые четыре предприятия заработают в 2023 году, еще три войдут в эксплуатацию до конца 2024 года. Отходы производства будут перерабатывать тремя способами: с помощью физико-химической обработки, высокотемпературного обезвреживания или демеркуризации в зависимости от типа отходов.
Замкнутые в единый производственный цикл технологии позволят избежать захоронения отходов на экотехнопарках. Продуктами переработки станут такие полезные вещества как ртуть высокой чистоты, соли и оксиды металлов, медь и другие.
Во сколько обойдется новый порядок рынку
Поправками в законодательство об отходах производства и потребления предлагается осуществление государственного тарифного регулирования только в отношении деятельности федерального оператора по обращению с отходами I и II классов.
Предельные (максимальные) тарифы федерального оператора формируются с учетом его совокупных затрат, а также затрат на привлечение операторов по транспортированию и переработке отходов.
Стоимость услуг операторов, оказывающих отдельные виды услуг по обращению с отходами и учитываемых в составе тарифов федерального оператора, предлагается определять на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.
На текущий момент количество операторов, оказывающих отдельные услуги в данной сфере, составляет несколько тысяч юридических лиц. Регулирование тарифов для такого количества субъектов рынка представляется проблематичным как для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и для ФАС России.
С учетом того, что потребители заключают соответствующие договоры только с федеральным оператором, который не имеет права отказать потребителю в заключении данного договора, регулирование операторов, оказывающих отдельные услуги, представляется избыточным.
Таким образом, предельные (максимальные) тарифы устанавливаются только для федерального оператора по обращению с отходами I-II классов. На основании этих тарифов федеральный оператор заключает на рыночной основе договоры с отходообразователями, а также операторами по транспортированию и переработке отходов.
По замыслу разработчиков системы, новый порядок взаимодействия в сфере обращения с промышленными отходами позволит работать по понятным и прозрачным правилам, и в плюсе останутся все участники рынка.
Текст: Виктория Федорова
Фото: Пресс-служба ФГУП «ФЭО»