1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
В связи с непростой обстановкой в мире и введением санкций в отношении России экономику ждут большие изменения. Их уже сейчас ощущает на себе и отрасль обращения с отходами. Условия игры меняются, но цели нацпроекта «Экология» остаются прежними. 9 марта Ассоциация «Чистая страна» направила письмо в Правительство и Минприроды России, в котором говорилось о необходимых мерах поддержки во время кризиса.
По мнению экспертов, необходимая валовая выручка (НВВ) отрасли на 2022 год оценивается в 250 млрд рублей. Она включает в себя расходы на транспортирование, осуществление обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, в том числе текущий и капитальный ремонт, горюче-смазочные материалы, амортизацию, отчисления на социальные нужды, налог на доходы физических лиц, плату за НВОС, иные налоги и расходы региональных операторов. В случае принятия антикризисных мероприятий отрасль будет обеспечена в среднем на 30% от годовой НВВ, что составит более 70 млрд рублей. В противном случае последствия могут быть серьезными, поскольку ряду регоператоров грозит банкротство, а в отдельных субъектах может случиться мусорный коллапс и ухудшение эпидемиологической обстановки.
Журнал RRR собрал мнение регоператоров обращения с отходами о том, как происходящие в мире события отразятся на отрасли в целом.
Полина Вергун, председатель Совета директоров ГК «Чистый город» (региональные операторы в пяти субъектах ЮФО: Ростовской, Астраханской области, трех зонах Краснодарского края, республиках Адыгея и Калмыкия)
«Текущая ситуация уже отразилась на деятельности обращения с отходами и прогнозы на ближайшее время, к сожалению, неутешительные. В последние месяцы многократно увеличились расходы на запчасти и комплектующие. Рост цен на автодетали в марте составил 70% от цен февраля, на автошины — 80%.
Цена на российскую спецтехнику за последний год увеличилась на 100%, а с учетом лизингового удорожания — на 250%. Так, стоимость одного мусоровоза МАЗ в лизинге составляет сегодня 22 млн рублей. Она практически сравнялась с ценой иностранной спецтехники МАН,
которая приобреталась в прошлом году.
При этом машин типа МАЗ для вывоза отходов из-за технических характеристик в среднем потребуется в два раза больше, чем мусоровозов МАН.
Вместе с тем, снижается собираемость платежей. По нашим прогнозам, до конца лета она упадет до 50% из-за снижения зарплат, производственных сокращений и инфляции. Единственной эффективной мерой поддержки на этот период для регоператоров могут стать субсидии на покрытие кассовых разрывов, подобные которым распределялись в период пандемии, или льготные — беспроцентные и беззалоговые — займы, например, от ППК «РЭО».
Именно на этих эффективных мерах поддержки сегодня важно сфокусироваться для того, чтоб помочь отрасли «выжить» в этот период».
Владимир Чашников, генеральный директор АО «Чистая планета» (региональный оператор по обращению с ТКО в Брянской области)
«Снижение собираемости платы за вывоз мусора сегодня составляет около 5%, но несмотря на то, что сейчас наша компания продолжает стабильно работать, мы прогнозируем ухудшение состояния, которое будет вызвано повышенной ставкой получения кредитов (26%), ростом стоимости запасных частей, масел (до трех раз), увеличением предоплаты за запасные части и масла автомобилей. В общей сложности себестоимость обращения с отходами уже выросла на 10%».
Геннадий Ртищев, директор ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» (регоператор в зоне № 2 Ставропольского края, обслуживает Кавминводы. Это четыре городских округа (Георгиевский, Советский, Кировский и Минераловодский); пять муниципальных районов (Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный и Степновский); города Невинномысск и Лермонтов; города-курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск)
«За три года мы создали работоспособный механизм, заложили точки роста отрасли на карте региона и сами инвестируем в перспективные проекты. С прошлого года начали встраивать в технологические процессы «зеленые» технологии. Запланировали модернизацию существующих и строительство новых объектов, начали насыщать поле своей деятельности необходимой техникой, чтобы свести к нулю объем отходов на захоронение. Из постоянных потребностей регоператора — сохранение работоспособного состояния парка спецтехники и оборудования.
Теперь ситуация принципиально поменялась. На сегодняшний день препятствиями для осуществления планов стали дефицит и удорожание запчастей и комплектующих, сложности с техобслуживанием техники зарубежного производства, рост затрат на ГСМ и расходные материалы. Затраты возрастут, и нам придется это принять. Не говоря уже о росте ставок по банковским, лизинговым платежам, о финансовых обязательствах регоператора перед операторами-транспортировщиками, объектами размещения и утилизации отходов, о налогах и других обязательных выплатах. Естественно, все это негативно повлияет на стабильную работу компании.
Мы успели существенно обновить парк коммунальной техники. Преобладают у нас современные автомобили российского производства и заводов дружественных стран. Импортные мусоровозы, приобретенные в лизинг, тоже есть, они отлично справляются с задачами. И возвращать их не потребуется.
В то же время есть моменты, которые игнорировать не получится. К примеру, шведский производитель Scania прекратил поставки в Россию автомобилей и комплектующих. Остановлены поставки тягачей MAN, а также оригинальных запчастей «до дальнейшего прояснения ситуации», как заявили бывшие партнеры.
Более того, в санкционном списке Евросоюза оказался КамАЗ. И здесь мы должны учитывать, что отечественная техника оснащается узлами зарубежных производителей, а прогнозировать сроки их поставки из Европы пока сложно. В чем не приходится сомневаться, так это в удорожании стоимости.
Срыва графиков вывоза ТКО мы не допустим, по крайней мере, в ближайшие три месяца беспокоиться не о чем. Дальше всеми силами будем поддерживать выстроенную систему и изыскивать любые возможности. Ждем поддержки отрасли федеральным центром. Конечно, надеемся и на стабилизацию обстановки. И, как это ни категорично прозвучит, рассчитываем на своевременную оплату оказанных услуг со стороны наших потребителей».
Алексей Колдунов, генеральный директор АО «Ситиматик» (компании группы АО «Ситиматик» реализуют концессионные проекты в сфере обращения с ТКО в шести субъектах РФ и оказывают услуги региональных операторов в четырех субъектах: в Волгоградской (свыше 2,4 млн населения), Саратовской (свыше 2,3 млн населения) и Мурманской областях (свыше 720 тыс. населения) — на территории всех областей; Нижегородской области (обслуживает Сормовский район Нижнего Новгорода — 160 тыс. населения)
«Собираемость в 2021 году Группой АО «Ситиматик» по физическим лицам составила 96%, по юридическим лицам — 101%1. В первом квартале 2022 года, согласно оперативному прогнозу, уровень собираемости составляет порядка 94%. Для сравнения в первом квартале 2021 г. аналогичный показатель составлял 96%.
Несмотря на рост расходов, компания находится в стабильном состоянии и в плане финансов, и в плане обеспечения деятельности. Наша услуга относится к коммунальной — критически важной для населения отрасли, в связи с чем мы обязаны выполнять свои обязательства в любых условиях.
В настоящее время мы изучаем уже предложенные и анонсированные меры поддержки, однако о более конкретном эффекте можно говорить через несколько месяцев — когда начнется имплементация озвученных мер.
В структуре затрат компании возросли расходы, во-первых, на запасные части и комплектующие, особенно импортного производства, что вызвано ажиотажем и неопределенностью на рынке, как следствие — поднятием цен со стороны продавцов.
Во-вторых, обслуживание заемных средств, что является проблемой для всех предприятий, имеющих кредитный портфель. Из-за удвоения ключевой ставки ЦБ в феврале затраты на обслуживание кредитов возросли паритетно.
Остальные расходы существенно не изменились. К примеру, не произошло существенных изменений в части оплаты услуг мусоровывозящих компаний за прошедший месяц в силу действующих долгосрочных контрактов, условия которых не пересматривались.
В целом, компания прогнозирует, что рост затрат может оказать достаточно серьезное влияние на ее последующую деятельность. Очевидно, что с подобными проблемами сталкивается большинство компаний отрасли. Учитывая государственное тарифное регулирование деятельности практически всех услуг ЖКХ, затраты могут быть компенсированы либо за счет существенного увеличения тарифа, либо за счет поддержки государства в части компенсации расходов на обслуживание заемных средств.
Средств, предусмотренных в текущих тарифных решениях, очевидно не хватит для реализации инвестиционных программ в полном объеме. Также можно констатировать пусть пока и небольшую, но негативную динамику платежеспособности абонентов».
1101% - в связи с тем, что снижена задолженность за предыдущий период
Екатерина Гладких, главный экономист ООО «ЭкоТек»
«В марте снижение платежей относительно прошлого года составил 1%, при этом отрицательная тенденция начала появляться на последней неделе. На 8 апреля падение уже 5%, прогнозируется до 10%. Основное падение по категории «население».
На сколько подорожала себестоимость, сложно ответить, каждый участник рынка обращения с ТКО работает в рамках установленных тарифов и не вправе менять стоимость услуги, однако резко выросли цены на ГСМ, масла, бумагу некоторые запчасти уходят в дефицит — все эти факторы отразятся наиболее существенно через несколько месяцев. В настоящее время наиболее остро ощущается дефицит оборотных средств ввиду с одной стороны снижения покупательной способности и с другой стороны необходимостью увеличивать расходы на приобретение материалов.
При дальнейшем падении уровня платежей будет увеличиваться задолженность за услуги, и есть риск остановки транспортирования».
Фото предоставлены пресс-службами ГК «Чистый город» АО «Чистая планета», ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство», АО «Ситиматик», ООО «ЭкоТек»