drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
15:02
03.06.2021

Регулирование 2021: что изменится для региональных операторов?

Регулирование 2021: что изменится для региональных операторов?

В 2021 году вступили в силу изменения, непосредственно влияющие на деятельность операторов по обращению с ТКО. В первую очередь, речь идет о Федеральном законе от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон).

До его вступления в силу региональные операторы подпадали под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках) в случае, если они осуществляли регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, а также по утилизации ТКО или являлись иными организациями, на которых Закон о закупках распространялся.

Если региональные операторы не подпадали под действие данного Закона, то, например, торги на транспортирование ТКО в соответствии с ним можно было не проводить в отношении объема ТКО, который не подпадал под торги, определенные Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (Правила).

Теперь после вступления в силу Закона с учетом переходных положений региональные операторы обязаны осуществлять закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках. В данном случае важным также является то, что закупочная деятельность осуществляется в отношении всех видов деятельности регионального оператора (в том числе нерегулируемых видов деятельности), так как Законом о закупках в этой части особенности не установлены.

При этом операторы по обращению с ТКО, осуществляющие исключительно нерегулируемые виды деятельности, или если они не являются иными организациями, на которых Закон о закупках распространяется, могут его не применять.

Так как Закон устанавливает обязательные требования в отношении осуществления закупочной деятельности, расходы, связанные с ее осуществлением, подлежат учету в необходимой валовой выручке (НВВ) при должном экономическом обосновании.

Также вступили в силу комплексные изменения в акты Правительства Российской Федерации в области обращения с ТКО (постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2021 № 414).

В частности, внесены изменения в Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, согласно которым орган регулирования тарифов утверждает производственную программу не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала ее реализации (до указанных изменений соответствующий срок был определен 1 декабря). По сути, на основании финансовых потребностей, отраженных в производственной программе, определяется предельный тариф в области обращения с ТКО, поэтому было логично соотнести сроки утверждения производственной программы и предельного тарифа в области обращения с ТКО. Теперь у регулируемых организаций имеется в распоряжении дополнительно 20 дней для уточнения отдельных статей затрат, отраженных в проекте производственной программы.

Внесены изменения в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (Основы).

Теперь экономически обоснованный размер лизингового платежа определяется с учетом дохода лизингодателя («проценты по лизингу») в установленном размере. До этого изменения органы регулирования тарифов исключали из НВВ доход лизингодателя, предусмотренный в договоре лизинга, что делало данный инструмент экономически невыгодным для операторов по обращению с ТКО.

Основами установлено, что при признании конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся и присвоении ему не более чем на 1 год данного статуса и заключения соглашения в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах), НВВ такого регионального оператора не может превышать прогнозную НВВ, определенную организатором конкурсного отбора при формировании максимально допустимой величины приведенной стоимости услуги регионального оператора. Также определено, что в случае присвоения статуса регионального оператора и заключения соглашения в указанном выше порядке при досрочном прекращении деятельности регоператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, в отношении организации, получившей данный статус без проведения конкурсного отбора, применяется единый тариф на услугу, который был установлен для регионального оператора, досрочно прекратившего деятельность.

Таким образом, реализован предусмотренный Законом об отходах механизм «подхвата» регионального оператора в части определения НВВ и применения единого тарифа на услугу регионального оператора.

В Основах установлены особенности определения расходов на транспортирование ТКО. Так, поименованы все расходы, которые относятся к деятельности по транспортированию ТКО. Если ранее региональный оператор планировал осуществлять транспортирование ТКО своими силами, то зачастую возникали разногласия с органом регулирования тарифов в отношении объема финансовых потребностей.

Также уточнены особенности определения цены предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами (внесены корреспондирующие изменения как в Основы, так и в Правила). Вместо определения и обоснования цены предмета аукциона методом сопоставимых рыночных цен, предусмотренным статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», региональный оператор (организатор аукциона) формирует цену предмета аукциона на основании поименованных в Основах статей расходов.

В случае если аукцион, проводимый в соответствии с Правилами, признан несостоявшимся, а региональный оператор воспользовался правом осуществления транспортирования ТКО самостоятельно, то расходы на транспортирование ТКО определяются в размере, не превышающем цену предмета несостоявшегося аукциона.

Также уточнено понятие самостоятельного транспортирования ТКО: без привлечения операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО.

К существенным условиям договора на оказание услуг по транспортированию ТКО, установленным Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, отнесена цена транспортирования одной единицы (куб. м и (или) тонны) ТКО.

Отмечаем, что указанные изменения в акты Правительства Российской Федерации не распространяются на правоотношения, возникшие до их вступления в силу. Если, например, речь идет о договорах на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенных по результатам проведенных торгов соответствии с Правилами, то по общему правилу органы регулирования тарифов не вправе применять указанные изменения при корректировке единого тарифа на услугу регионального оператора на последующие периоды регулирования до окончания срока действия таких договоров.

Полагаем, что указанные изменения позволят избежать спорных ситуаций при определении НВВ.

 

Текст: Борис Прокопьев, заместитель исполнительного директора Ассоциации «Чистая страна»

Фото: depositphotos.com

Приложение
Чистая страна

Актуальные новости и события отрасли.
Онлайн общение между членами ассоциации
и участниками мероприятий.

Обратный звонок