1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
IX Съезд региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами состоялся в Санкт-Петербурге в периодс 14 по 17 мая 2025 года.
В Съезде приняли участие более 260 участников из 67 субъектов Российской Федерации.
Традиционно на данной дискуссионной площадке представители государства и бизнеса вырабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях формирования устойчивого, эффективного и высокотехнологичного рынка обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Основной темой обсуждения стал новый этап развития отрасли.
В рамках Съезда выработаны следующие предложения:
Отраслевое и смежное регулирование:
- требуется совершенствование процедуры конкурсных отборов региональных операторов в части установления возможности проведения одноэтапной оценки заявок участников конкурсных отборов в отношении той же зоны деятельности регионального оператора, исключения обязанностей регионального оператора, которые прямо не относятся к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, пересмотра условий, сроков, а также базы, от которой определяется размер обеспечения во исполнение соглашения;
- необходимо изменение порядка разработки и утверждения инвестиционных программ в части исключения из состава паспорта таких программ точных координат расположения объектов (достаточным является указание местоположения (адреса) таких объектов), а также обязанности проведения уполномоченным органом проверки доступности тарифа для потребителей с учетом заключения органа регулирования тарифов о доступности тарифа для потребителей (достаточным является заключение органа регулирования тарифов о доступности тарифа для потребителей);
- уточнить положения новых правил обращения с ТКО о способах складирования КГО, исключив возможность накопления КГО навалом в специально отведенном для их складирования месте контейнерной площадки или навалом на специальных площадках для складирования КГО (а также рекомендовать субъектам Российской Федерации при внесении изменений в порядки накопления ТКО исключить способы складирования КГО навалом, предусмотрев накопление КГО в бункерах, в том числе на специальных площадках для складирования КГО);
- уточнить обязанности юридического лица, лишенного статуса регионального оператора, по предоставлению услуги по обращению с ТКО, исключив исполнение обязанности в случаях открытия конкурсного производства в отношении такого юридического лица или прекращения действия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
- установить особенности определения прогнозной необходимой валовой выручки в случае продления срока действия соглашения без конкурсного отбора;
- уточнить концессионное и смежное законодательство в части механизмов определения размера инвестиций, расчета эксплуатационных затрат в отношении создаваемых/реконструируемых объектов обращения с ТКО, изменения необходимой валовой выручки по результатам экспертизы, компенсации расходов на произведенные работы на земельном участке в случае, если по результатам работ он является непригодным для создания объекта обращения с ТКО, на создание и эксплуатацию объектов утилизации ТКО, а также рассмотреть возможность согласования антимонопольным органом изменений существенных условий концессионного соглашения только в случае увеличения бюджетных обязательств в отношении всех заключенных концессионных соглашений;
- рассмотреть возможность неприменения за 2025 год повышающего коэффициента 25 к ставке платы за НВОС в отношении объектов, не получивших в установленном порядке комплексное экологическое разрешение;
- рассмотреть вопрос об установлении специального размера государственной пошлины по искам о взыскании дебиторской задолженности с потребителей услуги по обращению с ТКО;
- в связи со структурой расходов операторов по обращению с ТКО рассмотреть возможность неприменения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках законодательства о закупках для отдельных категорий юридических лиц.
Иные виды отходов:
- ускорить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части предоставления полномочий субъектам Российской Федерации по созданию системы обращения со строительными и иными отходами;
Тарифное регулирование:
- размер расходов на оплату труда необходимо определять с учетом специфики осуществления деятельности в сфере обращения с отходами, принимая фактически понесенные за предшествующий период регулирования расходы;
- при корректировке НВВ регионального оператора при превышении фактических объемов над плановыми не признавать соответствующую выручку излишне полученным доходом;
- рассмотреть возможность неприменения максимальных сроков полезного использования основных средств при определении амортизационных отчислений (а в отношении концессионных соглашений — не более максимального срока полезного использования основных средств);
- уточнить основания пересмотра долгосрочных параметров регулирования, тарифа регионального оператора при создании (реконструкции) объектов обращения с ТКО, а также по причине выбытия основного средства из права собственности регулируемой организации;
- при определении операционных расходов предлагается осуществлять их корректировку исходя из отношения фактического к плановому объему отходов;
- установить возможность для органа регулирования тарифов при применении механизма сглаживания перераспределять корректировку необходимой валовой выручки регионального оператора по годам последующих периодов регулирования в пределах срока действия соглашения, но не позднее последнего года действия такого соглашения;
- при осуществлении корректировки расходов на транспортирование ТКО предлагается учитывать средневзвешенную величину расстояний транспортирования ТКО плеч по всем направлениям потоков (в км) согласно схеме потоков и соответствующим этим потокам объемам (массе) ТКО;
- предусмотреть возможность индексации собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО с учетом изменения плановых значений показателя объема (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i;
- в целях создания условий для равного доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к финансовым услугам предлагается в составе расходов на транспортирование ТКО учитывать расходы, связанные с обслуживанием заемных средств в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, в заданном размере (по аналогии с расходами на лизинговые платежи);
- целесообразно учитывать проценты по заемным средствам исходя из действующей средневзвешенной в соответствующем периоде (а для последующих периодов – действующей на дату расчета) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта;
- по аналогии с другими регулируемыми видами деятельности следует предусмотреть возможность предоставления организациями, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, сокращенного перечня документов для установления тарифов;
- установить сроки предоставления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении тарифов, уведомлений органами регулирования тарифов о дате, месте и времени проведения заседания, а также представления выписок из решений и экспертных заключений;
- предусмотреть учет в составе сбытовых расходов расходы всего размера государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с исками о взыскании дебиторской задолженности;
- увеличить предельный размер расходов по сомнительным долгам до не менее, чем 5 процентов за каждый из периодов регулирования;
Торги на транспортирование ТКО:
- в правилах проведения торгов на транспортирование ТКО предусмотреть нераспространение положений части 2.1 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», особенности осуществления транспортирования ТКО собственными силами (в течение срока действия проекта договора, размещенного в аукционной документации, при признании аукциона несостоявшимся), в том числе в случае принятия решения о проведении аукциона повторно (до начала оказания услуг по договору, заключенному по результатам проведенного повторного аукциона, но не более, чем в течение трех месяцев), сроки и случаи, когда условия проведения торгов считаются автоматически согласованными.