drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
17:00
04.06.2024

Резолюция VIII Съезда региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

VIII Съезд региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами состоялся в Нижегородской области в период с 15 по 17 мая 2024 года.

В Съезде приняли участие более 280 участников из 65 субъектов Российской Федерации.

Традиционно на данной дискуссионной площадке представители государства и бизнеса вырабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях формирования устойчивого, эффективного и высокотехнологичного рынка обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Основной темой обсуждения стало функционирование отрасли в краткосрочной перспективе (до 2026 года).

В рамках Съезда выработаны следующие предложения:

Общие предложения:

- требуется совершенствование процедуры конкурсных отборов региональных операторов в части установления возможности проведения одноэтапной оценки заявок участников конкурсных отборов в отношении той же зоны деятельности регионального оператора, исключения обязанностей регионального оператора, которые прямо не относятся к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, пересмотра условий, сроков, а также базы, от которой определяется размер обеспечения во исполнение соглашения;

- в связи со случаями лишения юридических лиц статуса регионального оператора необходимо приравнять их к региональным операторам на период исполнения обязанностей до определения нового регионального оператора в установленном порядке;

- уточнить положения законодательных инициатив о перегрузочных станциях в части их включения в территориальные схемы без привязки к сокращению расходов на транспортирование ТКО в связи с отсутствием прямой причинно-следственной связи;

- в рамках реализации института расширенной ответственности производителей определить, какие организации могут считаться утилизаторами в целях обеспечения функционирования созданных предприятий;

- признать нецелесообразным утверждение типовых отраслевых нормативов численности работников в сфере обращения с ТКО в связи имеющимся порядком учета расходов на оплату труда в рамках тарифного регулирования и определения штатной численности работников на основании технологических процессов на предприятиях;

- необходимо изменение порядка разработки и утверждения инвестиционных программ в части исключения из состава паспорта таких программ точных координат расположения объектов (достаточным является указание местоположения (адреса) таких объектов), а также обязанности проведения уполномоченным органом проверки доступности тарифа для потребителей с учетом заключения органа регулирования тарифов о доступности тарифа для потребителей (достаточным является заключение органа регулирования тарифов о доступности тарифа для потребителей);

- при разработке территориальных схем необходимо нормативно закрепить указание средней плотности ТКО;

- в целях единого подхода для определения нормативов накопления ТКО целесообразно однозначно определить категорийность объектов жилого фонда —многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома (без учета возможной дифференциации на этажность, площадь и прочее);

- установить т.н. «льготу по НДС» в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором, в порядке пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (по выбору налогоплательщика) в течение срока исполнения обязанностей регионального оператора;

- провести анализ целесообразности установления особенностей определения прогнозной необходимой валовой выручки в случае продления срока действия соглашения без конкурсного отбора;

- уточнить концессионное и смежное законодательство в части механизмов определения размера инвестиций, расчета эксплуатационных затрат в отношении создаваемых/реконструируемых объектов обращения с ТКО, изменения необходимой валовой выручки по результатам экспертизы, компенсации расходов на произведенные работы на земельном участке в случае, если по результатам работ он является непригодным для создания объекта обращения с ТКО, а также на создание и эксплуатацию объектов утилизации ТКО;

- рассмотреть возможность определения механизма использования части средств курортного сбора или иных источников финансирования на возмещение операционных затрат региональных операторов в связи с ростом туристского потока в туристических регионах страны, а также на создание мест накопления ТКО;

- при подготовке изменений в нормативные правовые акты необходимо в возможно короткий срок уточнить основания, по которым договор между региональным оператором и потребителем считается заключенным (несмотря на то, что договор является публичным (оферта), а также при наличии в законодательстве положений об автоматически заключенном договоре, он не может считаться заключенным, если в территориальной схеме не определен источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО, а также если в договоре не урегулировано условие об ином способе складирования ТКО (в частности, определения Верховного суда Российской Федерации от 14.11.2022
№ 304-ЭС22-12944, от 14.09.2021 № 306-ЭС21-8811);

Иные виды отходов:

- ускорить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части отнесения медицинских отходов класса «А» к ТКО, а также предоставления полномочий субъектам Российской Федерации по созданию системы обращения со строительными и иными отходами;

Тарифное регулирование:

- предусмотреть приоритетный порядок учета расходов на оплату труда по аналогии со сферами водоснабжения и водоотведения (не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации) или на основании фактически подтвержденных и обоснованных расходов;

- рассмотреть возможность распространения подхода «о целевой амортизации» на отрасль обращения с ТКО с учетом ее особенностей, а также неприменения максимальных сроков полезного использования основных средств при определении амортизационных отчислений;

- уточнить основания пересмотра долгосрочных параметров регулирования, тарифа регионального оператора при создании (реконструкции) объектов обращения с ТКО, а также по причине выбытия основного средства из права собственности регулируемой организации;

- при определении операционных расходов предлагается осуществлять их корректировку исходя из отношения фактического к плановому объему отходов;

- установить возможность для органа регулирования тарифов при применении механизма сглаживания перераспределять корректировку необходимой валовой выручки регионального оператора по годам последующих периодов регулирования в пределах срока действия соглашения, но не позднее последнего года действия такого соглашения;

- при осуществлении корректировки расходов на транспортирование ТКО предлагается учитывать средневзвешенную величину расстояний транспортирования ТКО плеч по всем направлениям потоков (в км) согласно схеме потоков и соответствующим этим потокам объемам (массе) ТКО;

- предусмотреть возможность индексации собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО с учетом изменения плановых значений показателя объема (масса) отходов, транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор в году i;

- в целях создания условий для равного доступа организаций и индивидуальных предпринимателей к финансовым услугам предлагается в составе расходов на транспортирование ТКО учитывать расходы, связанные с обслуживанием заемных средств в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, в заданном размере (по аналогии с расходами на лизинговые платежи);

- в нестандартной ситуации целесообразно учитывать проценты по заемным средствам исходя из действующей средневзвешенной в соответствующем периоде (а для последующих периодов – действующей на дату расчета) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта;

- по аналогии с другими регулируемыми видами деятельности следует предусмотреть возможность предоставления организациями, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, сокращенного перечня документов для установления тарифов;

- установить сроки предоставления регулируемыми организациями дополнительных материалов к предложениям об установлении тарифов, уведомлений органами регулирования тарифов о дате, месте и времени проведения заседания, а также представления выписок из решений и экспертных заключений;

Торги на транспортирование ТКО:

- в правилах проведения торгов на транспортирование ТКО предусмотреть нераспространение положений части 2.1 статьи 31 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», особенности осуществления транспортирования ТКО собственными силами (в течение срока действия проекта договора, размещенного в аукционной документации, при признании аукциона несостоявшимся), в том числе в случае принятия решения о проведении аукциона повторно (до начала оказания услуг по договору, заключенному по результатам проведенного повторного аукциона, но не более, чем в течение трех месяцев), сроки и случаи, когда условия проведения торгов считаются автоматически согласованными.

Также отмечаем, что отдельные направления совершенствования действующего законодательства, которые имеют существенное значение для развития отрасли, не реализованы до настоящего времени, в частности, внесение изменений:

- в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьи 31 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО (или увеличения предусмотренных ограничений в отношении превышения допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось), а также неприменения положений о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы за проезд по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог;

- в нормативные правовые акты, определив официальный источник сведений о количестве проживающих в жилых помещениях, персональных данных потребителей, в объеме, достаточном для обеспечения взыскания задолженности, и соответствующий способ получения указанных данных региональными операторами;

- исключить дискриминационные условия осуществления деятельности организациями, оказывающими коммунальные услуги (наличие у управляющей организации задолженности за оказанную региональным оператором коммунальную услугу не образует нарушение лицензионных требований).

Предложения органов регулирования тарифов:

- перенос сроков подачи тарифных дел по ТКО до 1 мая;

- дополнение п. 46 ПП РФ 400 возможностью превышения предельного индекса роста платы граждан при изменении/несопоставимости технологий оказания коммунальных услуг в результате реконструкции/модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе с привлечением бюджетных средств;

- использование доходов от ВМР как инвестиционного источника;

- исключение из-под ИПГ 2 диапазона тарифа на электрическую энергию по населению;

- отмена моратория на проверки регулятором ресурсоснабжающих организаций;

- изменение зоны деятельности гарантирующих организаций ВиВ (возможность наделения статусом ГО в границах всего муниципалитета);

- проработка механизма эскроу-счетов при «котловой» модели оказания коммунальных услуг по единым тарифам в муниципалитете/агломерации/регионе.

- льготы и переходный период по налогу на имущество, расширение критериев для применения УСНО);

- согласование схем тепло-, водоснабжения и водоотведения органом регулирования тарифов.

 

 

Обратный звонок