drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
03:00
24.07.2020

Резолюция IV Международного съезда региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

Резолюция IV Международного съезда региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

IV Съезд региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами состоялся в период со 2 по 4 июля 2020 года в г. Железноводске. Он является крупнейшим отраслевым мероприятием года. В Съезде приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, органов регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), организаций, осуществляющих обращение с иными видами отходов, производителей коммунальной техники, инвесторов в развитие отрасли обращения с отходами, государственных корпораций, кредитных и некредитных финансовых организаций, IT-компаний.

Традиционно на данной дискуссионной площадке представители государства и бизнеса вырабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях формирования устойчивого, эффективного и высокотехнологичного рынка обращения с отходами. В связи с реализацией мер, принимаемых органами власти на фоне распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV), основное внимание уделялось антикризисным мерам. Участниками Съезда отмечена необходимость ускорения реализации существующих мер поддержки (утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473, 30.04.2020 № 631, направленных на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов, а также на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение российским кредитным организациям и государственной корпорации «ВЭБ.РФ» недополученных доходов по кредитам, выданным региональным операторам по льготной ставке). Кроме того, при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 473 не были внесены корреспондирующие изменения в тарифное законодательство в части неисключения соответствующих денежных средств из необходимой валовой выручки региональных операторов в последующие периоды регулирования, что, по сути, нивелирует результаты такой поддержки.

Также отмечена необходимость введения дополнительных механизмов и инструментов государственной поддержки в рамках реализации проектов в сфере обращения с ТКО, в частности, речь идет о безвозмездных и безвозвратных мерах поддержки непосредственно через Минприроды России: возмещение российским кредитным организациям и государственным корпорациям развития недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке на реализацию инвестиционных проектов по реконструкции объектов обработки и утилизации ТКО; компенсация ? капитальных затрат, произведенных инвестором в рамках реализации инвестиционного проекта; субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей за приобретение техники и оборудования для осуществления деятельности в сфере обращения с ТКО; субсидирование выпадающих доходов региональных операторов, образованных в связи с ограничением роста единого тарифа. Системной мерой поддержки также является предоставление ППК «Российский экологический оператор» поручительства, принимаемого кредитными организациями в качестве залога при получении кредита (по аналогии с существующей системой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства).

Также следует проработать вопрос компенсации выпадающих доходов в связи с несобираемостью платежей, с приобретением емкостей для накопления ТКО, в том числе при их раздельном накоплении, автотранспорта и организацией дополнительных логистических маршрутов для транспортирования раздельно накопленных ТКО, реализовать конкретные механизмы субсидирования региональных операторов за счет средств экологического сбора. До настоящего времени институт расширенной ответственности производителя (РОП) не содержит механизмов поддержки развития раздельного накопления ТКО (РСО), сортировки отходов, региональных операторов. Внедрение систем РСО влечет за собой также необходимость приобретения дополнительных единиц автотранспорта для их функционирования. При этом требуется создание дублирующей логистики. Учет в тарифах региональных операторов таких дополнительных расходов приведет к росту тарифов региональных операторов.

Также действующее законодательство в области тарифного регулирования предусматривает вычет доходов от реализации вторичных материальных ресурсов (ВМР) из необходимой валовой выручки операторов, осуществляющих обработку (сортировку) отходов. Данное условие ограничивает инвестиционную привлекательность создания мощностей по сортировке отходов, а также значительно уменьшает общий объем отбираемого вторичного сырья, что не позволит достичь целевых показателей, предусмотренных Национальным проектом «Экология».

Также необходимо проработать конкретные механизмы субсидирования региональных операторов за счет средств экологического сбора в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с приобретением. Целесообразно разработать комплекс мотивационных мер, направленных на повышение показателей по выборке ВМР операторами, осуществляющими обработку (сортировку) отходов (в т.ч. отмену вычета доходов от реализации ВМР из необходимой валовой выручки). В целях ограничения роста тарифов проработать конкретные механизмы субсидирования за счет средств экологического сбора операторов, осуществляющих обработку (сортировку) отходов.

Кроме того, в целях стабилизации отрасли обращения с ТКО и создания условий для эффективной работы региональных операторов необходимо следующее:

1. Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которой является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При оказании услуг по транспортированию ТКО их загрузка осуществляется из нескольких десятков контейнеров, расположенных на маршруте специализированного коммунального транспортного средства (мусоровоза). При загрузке ТКО в мусоровоз известным является только их объем, взвешивание загружаемых ТКО не представляется возможным в силу специфики их накопления и транспортирования. Плотность ТКО не является однородной и постоянной, в связи с чем определить точную массу транспортируемых ТКО до момента их взвешивания по прибытию на объект обработки, обезвреживания, размещения невозможно. Требование о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения. Таким образом, имеются ограничения для осуществления деятельности при транспортировании ТКО. В целях решения сложившейся проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в части нераспространения положений статьей 31 и 31.1 на специализированные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.

2. Не имеется рабочего механизма получения данных о собственниках и объектов ИЖС для начислений. ГИС ЖКХ не содержит необходимых данных. Росреестр не предоставляет сведения в формате: «ИЖС — Территория деятельности регионального оператора». Предлагается дополнить Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» соответствующими положениями.

3. В настоящее время отсутствует возможность получения на бесплатной основе информации, в том числе, о количестве проживающих человек, необходимой для заключения договоров с потребители жилищно-коммунальных услуг, выставления счетов на оплату потребленных услуг, взыскания задолженности за оказанные услуги. Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и иные смежные нормативные правовые акты, определив официальный источник сведений о количестве проживающих в жилых помещениях, персональных данных потребителей, в объеме, достаточном для обеспечения взыскания задолженности, и соответствующий способ получения указанных данных региональными операторами.

4. Требуется внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления возможности заключения договора на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором как с единственным поставщиком, так как обязанность по их ликвидации возложена на регионального оператора действующим законодательством.

5. В связи с отсутствием возможности приостановления оказания услуги недобросовестным потребителям необходимо установление административной ответственности за уклонение от оплаты услуг по обращению с ТКО, от заключения договора на оказание услуг с региональным оператором, заключение потребителями договора не с региональным оператором, в отношении операторов по обращению с ТКО, осуществляющих транспортирование ТКО, не состоящих в договорных отношениях с региональным оператором, за прием ТКО на объектах захоронения ТКО не от региональных операторов или операторов по обращению с ТКО, не состоящих в договорных отношениях с региональным оператором. Кроме того, необходимо также установить административную ответственность в отношении собственников ТКО и должностных лиц за неисполнение требования законодательства о создании, обустройстве и содержании контейнерных площадок.

6. В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить определение «вторичного сырья» или «вторичных ресурсов», установив требования к обращению такого сырья (ресурсов), их правовой статус. Помимо разграничения понятий «отход», «отход от использования товаров» и «вторичное сырье» или «вторичный ресурс» необходимо конкретизировать основания для приобретения права собственности на отходы, ТКО, отходы от использования товаров и «вторичное сырье» или «вторичные ресурсы». Кроме того, необходимо однозначно определить право собственности на ТКО и ВМР.

7. Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура общественных обсуждений/публичных слушаний в отношении объектов капитального строительства (в том числе объектов обращения с отходами) не позволяет обеспечить создание инфраструктуры отрасли обращения с отходами, в связи с чем ее необходимо пересмотреть (достаточным является проведение соответствующих мероприятий при утверждении проекта планировки территории).

8. Исключить неравные условия осуществления деятельности организациями, оказывающими коммунальные услуги. Так, наличие у управляющей организации задолженности за оказанную региональным оператором коммунальную услугу не образует нарушение лицензионных требований. Следовательно, региональный оператор как организация, оказывающая коммунальную услугу, находится в дискриминационном положении по сравнению с ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, необходимо уточнить перечень грубых нарушений лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

9. В настоящее время Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам применяется в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО. Не представляется возможным соблюдение схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами. Ее нарушение является основанием лишения юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации введены административные барьеры осуществления деятельности, созданы условия, при которых представляется невозможным должным образом оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО. Кроме того, в связи с ограничением или прекращением движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам расходы регионального оператора на транспортирование ТКО существенно возрастают, что приводит к их убыткам. В целях решения указанной проблемы необходимо внести в Порядок изменения, предусматривающие его нераспространение на специализированные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО (мусоровозы, контейнеровозы, со съемным кузовом, с самосвальным кузовом и др.).

10. Необходимо предусмотреть одноэтапную процедуру конкурсного отбора региональных операторов: оценка заявок должна осуществляться в совокупности по всем критериям (одноэтапный конкурсный отбор), так как при повторном конкурсном отборе в отношении той же зоны деятельности в настоящее время должно применяться правило оценки по цене (то есть без учета качественных характеристик оказания услуги). Кроме того, проведенный анализ свидетельствует, что только в отношении менее 1% конкурсных отборов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации применялась двухэтапная оценка конкурсных заявок.

11. Необходимо существенно доработать процедуру проведения торгов на транспортирование ТКО. При проведении торгов на транспортирование ТКО в соответствии с законодательством о закупках должно быть право при несостоявшемся аукционе осуществлять транспортирование ТКО самостоятельно или провести аукцион повторно (без ограничений, предусмотренных законодательством о закупках, так как оно не учитывает специфику обращения с ТКО). Также целесообразно рассмотреть вопрос о проведении торгов на транспортирование ТКО в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

12. В связи с недополучением прогнозной необходимой валовой выручки региональным оператором из-за роста задолженности по оказываемой услуге необходимо пересмотреть основания лишения юридического лица статуса регионального оператора, а также предусмотреть возможность регионального оператора отказаться от исполнения либо приостановить исполнение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО вместе с порядком компенсации недополученных доходов.

13. Требуется внесение следующих изменений в Основы ценообразования в области обращения с ТКО и Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО: уточнение размера сбытовых расходов, подлежащих учету, периода, в который такие расходы могут быть учтены, а также о возможности учета прогнозных (плановых) расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора; учет дохода лизингодателя в составе лизингового платежа; установление фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования, в качестве приоритетного подхода при определении расходов на оплату труда; учет расходов на создание и содержание мусороперегрузочных станций в установленном размере при определении необходимой валовой выручки регионального оператора; учет расходов, связанных с раздельным накоплением ТКО; предусмотреть положение, согласно которому доходы от продажи ВМР, полученных из отходов, остаются в распоряжении регулируемой организации в полном объеме;

14. Для стимулирования реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с ТКО необходимо внести изменения в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в части исключения из расчета предельного индекса вносимой гражданами платы за услугу по обращению с ТКО до 2023 года;

15. Реализовать экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также предусмотреть изменение максимальных сроков полезного использования активов применительно к деятельности операторов по обращению с ТКО (постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1).

16. Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура общественного обсуждения не позволяет в кратчайшие сроки вносить изменения в территориальные схемы обращения с отходами, что ограничивает деятельность региональных операторов. Таким образом, данную процедуру следует заменить процедурой согласования с заинтересованными лицами, в числе которых должен быть региональный оператор.

17. Исключить положения, предусматривающие возложение на региональных операторов обязанности по уборке просыпавшихся отходов при их погрузке, так как такая обязанность не соответствует осуществляемому виду деятельности.

18. Порядок ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО требует корректировки с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учетом правоприменительной практики.

19. Необходимо установить запрет на уплотнение ТКО при их складировании с использованием средств механизации, либо установить правила коммерческого учета ТКО накапливаемых с использованием средств уплотнения, установив предельный коэффициент уплотнения. Тем самым предлагается исключить злоупотребление потребителями, использующих механизированные средства уплотнения ТКО при их накоплении и осуществлять взаиморасчет с такими потребителями исходя из объема фактически накопленных ТКО и с учетом получаемой массы и плотности таких отходов.

20. Необходима корректировка Правил коммерческого учета в части урегулирования вопроса расчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО, либо объема контейнеров (фактического вывоза), для случаев значительного расхождения цен при применении разных методик. В настоящее время имеются случаи, когда объем отходов, заявленный потребителем как фактически образованный, существенно отличается от нормативного.

21. Необходима корректировка санитарных правил и норм в части изменения периодичности вывоза ТКО (в том числе для раздельно накопленных ТКО), а также закрепления сложившейся периодичности вывоза ТКО для ИЖС (1 или 2 раза в неделю, что было предусмотрено до 2020 года).

22. Рассмотреть вопрос экономического стимулирования развития биокомпостирования.

23. Необходимо реализовать возможность автоматизированной пакетной (массовой) выгрузки и подписания документов о приемке товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок путем создания протоколов электронного взаимодействия в целях существенного сокращения расходов региональных операторов, которые возникнут с 01.01.2021.

24. Необходимо внесение изменений в Правила обращения с ТКО в части осуществления погрузки ТКО на специальных местах погрузки, определяемых органами местного самоуправления, при накоплении ТКО в мусороприемных камерах, а также в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в части установления обязанности лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, по выкатыванию контейнеров из мусороприемных камер к местам погрузки ТКО.

25. Необходимо внесение изменений в Правила обращения с ТКО в части определения ответственного за организацию накопления ТКО в местах их накопления (лицо, осуществляющее их создание и эксплуатацию) в связи со складывающейся негативной административной и судебной практикой о возложении такой функции на регионального оператора.

Обратный звонок