drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
12:59
26.11.2021

Сергей Подойников: ЭкоШинСоюз обладает самой полной картиной в сегменте сбора и утилизации изношенных шин в стране

Сергей Подойников: ЭкоШинСоюз обладает самой полной картиной в сегменте сбора и утилизации изношенных шин в стране

Сейчас самая популярная тема, когда заходит разговор о мусоре, — это раздельный сбор отходов. Механизм, без которого в области твердых коммунальных отходов достичь значимых результатов практически невозможно.

У нас же, в шинной отрасли, понятие «раздельный сбор» заменяется понятием «специальный сбор». Это совершенно другие места образования отходов, это отдельный от всего остального сбор. Система в системе, работающая во взаимодействии с другими участниками процесса, но все-таки отдельно и самостоятельно.

Эту систему и выстраивает ассоциация производителей и импортеров шин ЭкоШинСоюз, в которую входят крупнейшие мировые производители шин.

Какие результаты мы хотим получить в итоге? В идеале, а это то, к чему приближается страна, на примере европейских и азиатских стран, после 12-15 лет работы механизма РОП в шинном сегменте, когда каждый шиномонтажный центр, каждый дилерский центр принимает бесплатно те изношенные шины, которые им привозят или оставляют, когда меняют на новые. А от них это все забирает утилизатор, который потом из этих шин производит различную востребованную продукцию.

У ЭкоШинСоюза сейчас самая разветвленная сеть партнеров-переработчиков, получающих средства РОП от ассоциации — это 29 утилизаторов в 24 субъектах страны. При этом операционно, то есть активностями по сбору шин, за четыре года работы мы в той или иной степени охватили 55 регионов страны.

Безусловно, есть факторы, которые не всегда дают нам развить систему так, как мы этого хотим. Есть законодательные пробелы, есть разное отношение областных администраций, с которыми мы всегда стараемся в регионах присутствия найти общий язык, есть где-то инерция от шиномонтажных центров, которые не желают перестраивать свою привычную систему вывоза шин в неизвестном направлении. А также инерция крупных предприятий, которые показывают лишь малую часть тех изношенных шин, которые у них образуются.

Как бы то ни было, мы с этим всем многообразием ситуаций работаем и планомерно поступательно развиваем систему сбора и утилизации отработанных покрышек. У нас есть программы стимулирования предприятий к сдаче шин. В частности, на Кузбассе под эгидой администрации мы прорабатываем систему мониторинга шин от их поступления до состояния, когда их нужно утилизировать. В рамках этой программы был проведен аудит переработчиков Кемеровской области и отобраны те, кого можно рекомендовать тем же добывающим угольным компаниям, будучи уверенными в том, что колеса действительно пойдут на утилизацию. Это было сделано для того, чтобы был ответ на очевидный вопрос тех, кто все-таки хочет встать на путь добросовестного отходообразователя — куда сдавать изношенные шины. Это один сегмент работы — юридические лица с большим автопарком.

В другом сегменте образования изношенных шин мы стараемся привлечь шиномонтажные сети к процессу цивилизованной сдачи шин реальным добросовестным утилизаторам — они сделают из них товары, которые вновь вернутся в народное хозяйство: в виде покрытий из резиновой крошки, пиролизного топлива как заменителя печного и т.д.

Помимо работы в каждом регионе нашей деятельности по привлечению локальных шиномонтажных центров мы также работаем с сетями общероссийского масштаба, такими как «5Колесо», KolesaDarom. В частности, с командой KolesaDarom сейчас прорабатываем централизованную систему сбора со всех их 220 пунктов продаж.

С самими утилизаторами также ведется интенсивная работа. С каждым из утилизаторов-партнеров ЭкоШинСоюза составляется четырехлетний план развития, где прописывается и развитие системы сбора, и наращивание мощностей, и развитие инфраструктуры самого предприятия. Все это потом отслеживается на регулярной основе. Ассоциация здесь выступает как департамент по утилизации, только для всех своих членов сразу. Потому что для каждой компании нецелесообразно создавать у себя одной такой отдел, равно как и неэффективно решать вопрос утилизации в страновом масштабе каждой отдельной компании любой отрасли.

Ассоциация же позволяет создать и запустить механизм на территории всей страны. Именно поэтому сегодня у нас утилизаторы от Владивостока до Смоленской области, и каждый год их число растет.

ЭкоШинСоюз на сегодняшний день обладает самой полной картиной в сегменте сбора и утилизации изношенных шин в нашей стране. В течение последних трех лет к нам обращаются и государственные органы, и другие структуры для получения информации о состоянии рынка в стране.

На сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать, что знакомы с 80-90% легального рынка утилизации изношенных шин. Это позволяет нам правильно координировать наши усилия по сбалансированному развитию отрасли.

Каждый год мы стараемся расширять свою географию, находить и вовлекать в наши программы новых утилизаторов, которых мы привлекаем для исполнения нормативов, чтобы в как можно большем количестве субъектов федерации запустить программы сбора. В этом, собственно, и есть идея механизма РОП — вовлечение как можно большего количества переработчиков и регионов. По нашему мнению, это можно сделать только объединенными, консолидированными усилиями, которые и являет собой Ассоциация производителей и импортеров. Этот механизм доказал свою эффективность в нашем сегменте в странах Европы за последние 20 лет.

ЭкоШинСоюз не единственный субъект РОП в своем сегменте — не входящие в ассоциацию производители и импортеры шин исполняют свою ответственность самостоятельно. Однако мы взяли на себя ответственность развития системы утилизации именно по всей нашей стране с охватом максимального количества регионов и ростом их количества каждый год.

И это как раз то, что происходит в сегменте утилизации шин с 2017 года. Сегодня утилизаторы даже в самых удаленных уголках нашей страны, таких как, например, Усть-Илимск Иркутской области, имеют возможность получать дополнительные средства и тратить их на свое планомерное, поступательное развитие.

Часто звучат идеи: что вы тут изобретаете?! Просто назначьте цену за каждую сдаваемую шину, и все будут сдавать!!! А точно ли это самый правильный путь? Вам дают деньги за каждый выброшенный пакет с мусором? Или, наоборот, вы платите за то, что вы выбрасываете мусор? С шинами — то же самое. Ведь пластик, стекло, упаковка — это тоже ценные вторичные материальные ресурсы, не так ли? Да, так и есть. Но чтобы извлечь их из ТКО как полезные составляющие, необходимо столько итераций, что само по себе зачастую это становится экономически невыгодной операцией. Подумайте сами, если бы это было экономически выгодно для бизнеса, разговаривали бы мы сейчас об этом? Бизнес сам бы все устроил. Сам бы вычленил, раздельно собрал, обработал и продал куда нужно.

Почему мы об этом говорим?  Потому что с определенного общего объема утилизации это становится невыгодно. И требует дополнительного субсидирования от государства! Не только в России. Через это прошли все страны. По крайней мере с шинами история везде приблизительно одна и та же. На малых объемах это может существовать как отдельная бизнес-индустрия. Но как только объемы сбора и утилизации увеличиваются, экономическая целесообразность пропадает. И тогда на помощь приходит федеральная программа механизма расширенной ответственности, которую ЭкоШинСоюз эффективно реализует дополнительным стимулированием отрасли. Именно так растут объемы, растут сегменты сбора, бизнес заходит в те сегменты, где вчера для них это было нерентабельно. И только так это становится системным подходом к сбору и утилизации всех образующихся отходов. Это позволяет максимально расширить географию, а также проникнуть во все сегменты образования отдельного вида отходов.

Именно системный всеобъемлющий подход дает нам отсутствие образования несанкционированных свалок. Когда мы создадим такую систему, мы сможем уже заняться и разбором исторических завалов. Мы и сейчас этим занимаемся в рамках наших программ. Но акцент у нас сегодня все-таки другой — создание всеобъемлющей системы приема и утилизации изношенных покрышек. Потому что, если мы сейчас своим приоритетом поставим разбор исторических несанкционированных свалок шин, мы просто получим такие же свалки в новых или в тех же самых местах, где мы их разобрали. Нам нужно прекращение возможности их образования. И это то, чем мы занимаемся — организацией системного сбора отходов определенного вида в местах, куда они поступают. В нашем случае это шиномонтажные, дилерские, сервисные центры, где удобнее всего оставлять изношенные шины при их замене.

Так же происходило и в Европе. Сначала они построили систему, при которой забирали покрышки с каждой, даже самой маленькой, точки образования изношенных шин. Далее они простроили систему распределения этих шин по пунктам переработки/утилизаторам. И только после этого на образовывающиеся излишки средств РОП они начали разбирать исторические завалы.

Мы сейчас также ставим специализированные контейнеры для сбора шин. Зачем? Потому что 30 лет никто не занимался вопросами утилизации изношенных покрышек, и есть существенные накопленные запасы. В долгосрочном контексте, когда мы подойдем к тому, что любая шиномонтажная мастерская будет принимать отработанные покрышки, они будут совершенно не нужны. А сейчас пользуются очень большим спросом. В сезон наши утилизаторы опустошают эти контейнеры по два раза в день.

Мы прорабатываем единую систему идентификации точек, вовлеченных в нашу программу. Не важно, контейнер это или шиномонтажный центр. Чтобы каждый знал, куда ему сдать образовавшиеся изношенные колеса, будучи уверенным в том, что они потом не поедут в лес или овраг, не будут выкинуты в реку.

Сегмент утилизации изношенных шин, несмотря на все имеющиеся затруднения, развивается. Каждый год утилизируется больше шин, чем в предыдущий. Наши утилизаторы видят реальные деньги на своих счетах и тратят их на свое развитие, реализуя свои планы при непосредственной поддержке ЭкоШинСоюза.

Текст: Сергей Подойников, исполнительный директор ЭкоШинСоюза
Фото: пресс-служба ЭкоШинСоюза

 

Обратный звонок