drag_handle
Вступить в Ассоциацию «Чистая страна»
Свернуть keyboard_arrow_up
Максимальный размер
вложенных файлов — 10 Мб
info Порядок вступления
в ассоциацию «Чистая страна»
info Список документов, необходимых
для вступления в ассоциацию
16:05
10.06.2021

Я в экологи пойду, пусть меня научат

Я в экологи пойду, пусть меня научат

Экологическая тематика становится трендом. Не говорить об этом, кажется, уже невозможно, не учитывать воздействий на природу в своей профессиональной деятельности — неприлично. Это уже не значит «быть в тренде», это и есть тренд! Но как делать это правильно, как стать экологичным, а может быть, посвятить себя этой профессии? Где могут, а где не могут работать экологи? Давайте поговорим о том, какие бывают экологические специальности, где этому учат и каковы сегодня основные проблемы экологической подготовки студентов.

Простые люди обычно сетуют в разговоре: «Дааа, раньше экология была лучше, вода чище, воздух свежее, леса повсюду». Наверное, это действительно не досужие разговоры, а именно такой и была ситуация во многих регионах, не слишком затронутых победным покорением природы во время индустриализации. Постепенно были изучены и закартированы практически все субъекты нашей страны, и региональные и федеральные власти стали рассчитывать на исследованные и оцененные ресурсы природной среды, включать их в планы регионального развития и осваивать по мере необходимости. Выросли количество и площадь техногенно трансформированных территорий, рекультивация во многих местах оказалась практически невозможной или проводилась весьма формально, в итоге через несколько лет участки практически деградировали, и теперь неясно, что с ними можно сделать. Постепенно стало приходить понимание ответственности перед природой и ощущение того, что далеко не все можно. Теперь мы ждем технологических прорывов, особенно на рынке RRR, нам кажется, что боги-технологи способны придумать безотвальные, безотходные, бессточные и другие фантастические технологии.

Удивительно, что, несмотря на все сложности с ликвидацией вреда, нанесенного окружающей среде, многие родители, да и сами абитуриенты до сих пор пребывают в благодушном настрое. Часто приходится слышать такой посыл от родителей: «Мой ребенок очень любит природу, был волонтером, ухаживает за брошенными животными, он так близок к природе, что мы подумали — пусть идет учиться на эколога». Настало время понимать, что эта специальность настолько многообразна, что требует знания математики и других естественных наук, крепкого физического здоровья, умения переносить некоторые лишения и трудности, готовности жить и работать месяцами в экспедициях, в отрыве от семьи, носить тяжести (пробы, отобранные в удаленной местности), умения управлять лодкой, уходить от опасностей, связанных с близостью диких животных, да и много еще чего. Как правило, удивление ждет родителей и студентов 1-го курса уже на первой полевой практике! К ней многие оказываются не готовы морально и физически. Они просто считают невозможным уехать далеко и жить долго в некомфортных условиях, сделать некоторый набор прививок, питаться в полевых условиях и многое, многое другое.

Давайте постараемся развенчать некоторые мифы и стереотипы о том, как видится со стороны профессия эколога, и что это на самом деле — профессия, способ мышления или стиль жизни.

Все профессионалы нашего сообщества давно сходятся во мнении о том, что формирование образовательной политики должно стоять на идеологии устойчивого развития. Это позволит нарастить эффективность научно-технологического кластера в области экологии и природопользования. В связи с этим мы можем и должны уже говорить об экологическом образовании в интересах устойчивого развития (ЭОУР). Государственная задача такого уровня пока не ставится, однако научное сообщество уже несколько десятилетий экспериментирует в вопросах разработки наиболее эффективных методик преодоления основных трудностей в нашей отрасли. В общих чертах актуальные проблемы таковы (таблица 1).

В данной статье намеренно гротескно даются все проблемы, с которыми сегодня сталкивается подготовка экологов. Однако университеты-лидеры уже успешно работают над их преодолением, и вот как они это делают в нестабильном и стремительно меняющемся мире.

Сегодня в мире появляются новые ориентиры, уходят в прошлое некоторые стратегии, на их место приходит новая идеология. Если ты не исповедуешь именно ее, то можешь стать изгоем. Причем речь идет не только о людях, но и об организациях, и даже целых отраслях. Стало модным и актуальным быть зеленым, а в некоторых сферах пошли дальше, и появилась, например, голубая экономика. Вот только теперь-то мы и поняли, что жили в тихом, уютном, комфортном мире, а ведь даже не задумывались над этим. Трансформация стабильности в нестабильность и постоянную изменчивость можно продемонстрировать так (рис. 1)

VUCA-мир диктует новые тенденции, которые даже не успевают превращаться в правила, требует принципиально новых подходов к решению стремительно возникающих задач, абсолютно нелинейного мышления от людей, принимающих решения, множественности вариантов самих возможных решений, огромного количества стейкхолдеров в процессе решения задач, словом, правило тут одно: выживай и спасай — себя, природу, будущее своих детей и планеты. Максимально подходящей для такой «игры без правил» может стать технология Agile. Она зародилась в недрах программирования и информационных технологий, напрямую не связана с экологической тематикой, но очень хорошо адаптируется и к ее нуждам. И сегодня на арене принятия международных экологических решений, в условиях постоянной трансформации идеологии, которой уже стала климатическая стратегия мира (ни много ни мало), именно Agile помогает осознать тот факт, что лидером станет тот, кто раньше других поймет новые запросы рынка труда, сумеет сформулировать предложения по обучению навыкам будущего, разработает современные образовательные технологии и интересные продукты. Именно такой лидер пишет правила будущего, по которым будут жить, догоняя и спотыкаясь, те, кто оказался в арьергарде процесса.

К умениям специалистов этой отрасли относятся: знание биологического разнообразия видов контролируемой территории, их требований к жизненным условиям; умение анализировать, истолковывать результаты экологических исследований; предсказывание экологических рисков в связи с определенными действиями техногенного характера; знание экономики природопользования; понимание принципов мониторинга состояния окружающей среды; умение рационально организовывать добычу и использование органических и природных ресурсов.

Сегодня вузы 99 городов России ведут подготовку по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование». Оно занимает 22-е место в рейтинге всех специализаций в стране. В 168 вузах есть 233 предложения по разным формам экологической подготовки. В частности, целый ряд вузов имеет в своей структуре подразделения (кафедры, факультеты, институты, департаменты), осуществляющие подготовку по данному направлению: Москва(17), Санкт-Петербург(8), Новосибирск(4), Саратов(4),Томск(3), Челябинск(3), Владивосток(3), Екатеринбург(3), Воронеж(3), Курск(4), Нижний Новгород(3) и другие.

Давайте разберемся, каких экологов сегодня готовят в России, хотя бы на примере некоторых направлений подготовки. ОКСО сопоставлен с Международными стандартными классификациями образования МСКО 2011 и МСКО-О 2013.

В среднем специальном образовании существует, например, направление подготовки 18.01.02 «Лаборант-эколог». В высшем образовании — 05.00.00 «Науки о Земле»; 05.03.06 «Экология и природопользование» — это направление подготовки может реализовываться вузами по трем специализациям: геоэкология, природопользование, экология.

Кроме того, есть большое разнообразие и других экологических направлений подготовки: 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии»; 20.03.01 «Техносферная безопасность»; 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»; 28.02.02 «Инженерная защита окружающей среды; Инженер по охране окружающей среды (эколог)»; магистерская подготовка 18.04.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, и еще много других направлений подготовки».

Наверное, понятно всем, что в этом списке лишь единицы могут быть по-настоящему актуальны и полезны для молодых людей, которые хотят построить успешную карьеру. Сегодня многие студенты говорят о том, что учиться неинтересно, медленно, несовременно, а сформированные в процессе учебы навыки совсем не актуальны в реальной экономике. Приходится на ходу переучиваться, что вызывает стресс и развивает ощущение неполноценности, если не себя, то полученного образования.

Сегодня на острие актуальности в предоставляемых образовательных курсах находятся те вузы и преподаватели, которые трансформировались так, что теперь о них говорят, что они могут давать образование будущего. Вот его общие черты, которые уже реально появились в некоторых вузах мира и России.

— Формирование навыков проектной работы: умение вести проект и направлять проектные группы;

— Умение создавать оригинальные и востребованные онлайн-курсы для продвижения бренда вуза и расширения сообщества потенциальных абитуриентов;

— Привлечение специалистов из реального сектора экономики на паритетных основаниях, формирование сообщества практиков, выстраивание партнерств;

— Проведение занятий в дискуссионной и творческой форме, для формирования востребованных навыков у студентов, моделирование реальных производственных процессов, игры живого действия;

— Формирование студентоцентрической образовательной модели, когда преподаватели способны очень оперативно разрабатывать или трансформировать и предлагать новые образовательные синтетические (междисциплинарные) курсы.

В этой идеологии «поучиться на эколога» становится слишком примитивным подходом. Остается надеяться, что здоровая рыночная экономика будет постоянно подталкивать все образовательные организации к постоянному совершенствованию своих образовательных программ и давать такие знания, умения и навыки своим выпускникам, которые и на старте карьеры и в течение всей их профессиональной жизни будут чрезвычайно востребованы и позволят им поддерживать высокие стандарты жизни, тем более с учетом все повышающихся экологических требований к отраслям, производствам и просто к реальным людям.

Текст: Наталья Рязанова, зав. лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО МИД России, к.г.н., доцент, Зам. Руководителя Комиссии по экологии и устойчивому развитию Российской ассоциации содействия ООН (РАС ООН)

Фото: depositphotos.com

Обратный звонок