1. Направить копии документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью.
2. Оплатить вступительный и членский взносы.
3. Документы рассматриваются Советом ассоциации. В случае отрицательного решения взносы возвращаются.
В современном мире наблюдается рост потребления бутилированной воды и напитков в упаковке. Речь идет не только о постоянно прирастающих ассортиментом и обслуживающих отдельные потребительские ниши напитках — спортивные, полезные, детские или модные. Но также и о питьевой бутилированной воде, которая на фоне недостаточного качества трубопроводной во многих странах мира считается более чистой и безопасной. Последствиями роста потребления бутилированной продукции являются загрязнение окружающей среды и увеличение расхода первичных ресурсов. Всем нам знакомы картинки природных пейзажей с навалами мусора, среди которых обязательно найдутся стеклянная, алюминиевая или пластиковая упаковка, в том числе из-под напитков.
На этом фоне все больше стран требуют увеличения доли многооборотной тары для питьевой продукции либо повсеместного сбора и переработки одноразовой упаковки, не подлежащей повторному использованию. Россия также следует мировым трендам и в рамках реформы отрасли обращения с отходами планирует создание сетей фандоматов и пунктов приема для отдельных фракций твердых коммунальных отходов (ТКО). Именно такое поручение вошло в перечень по итогам расширенного заседания президиума Госсовета от 28 сентября 2020 года. Несмотря на то, что Правительство РФ ставит эту задачу именно в части ТКО, можно смело предположить, что речь также идет и об отходах от использования товаров (ОИТ), таких как ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки или стеклотара. Следуя целеполаганию поручения, отходы упаковки подлежат возврату в пункты приема или фандоматы, тем самым предотвращается их попадание в контейнеры для ТКО. В России уже известны отдельные пилотные проекты и эксперименты по внедрению фандоматов, например, в школах столицы Татарстана или Москве и Московской области, где в некоторых сетевых магазинах можно сдать тару из-под напитков или флаконы для бытовой химии. Безусловно, это следует расценивать как наличие положительного опыта. Однако широкомасштабное внедрение залогово-возвратной системы в стране требует определенных рамочных условий и больших организационных усилий. Чтобы понять, в чем они заключаются, следует обратиться к опыту европейских стран, в которых такие системы уже успешно внедрены, в частности, на примере одноразовой упаковки.
Одноразовая упаковка для напитков не может быть повторно использована и требует утилизации после потребления. В идеале ее материал в качестве вторичного сырья используется для производства новой одноразовой упаковки (closed loop recycling). Это возможно для стеклянных бутылок, банок для напитков и (с некоторыми ограничениями) также для ПЭТ-бутылок. Вторичное сырье можно использовать и в других целях, но основная заключается в замещении первичного сырья. В менее оптимальной ситуации одноразовая упаковка для напитков попадает в смешанные, неперерабатываемые отходы и в результате отправляется на полигон, сжигается либо выбрасывается в окружающую среду. Во избежание такого сценария во многих странах введен залог на одноразовую упаковку для напитков. Под «залоговой стоимостью» подразумевается денежная сумма, которую покупатель платит при приобретении напитка в упаковке в магазине. При сдаче пустой тары он получает сумму залога обратно. Таким образом, происходит стимулирование потребителя к возврату использованной упаковки.
Показатели сбора (возврата) одноразовой упаковки для напитков в рамках залогово-возвратных систем составляют в среднем более 80%, а в некоторых странах более 95%. Уровень возврата зависит, прежде всего, от организации системы приема, в частности, ее доступности и удобства для потребителя, а также от размера залога. В странах с высокой суммой залога, как правило, отмечается высокий уровень возврата (например, в Германии 98,5% при залоговой стоимости 0,25 евро).
Впервые в Европе залогово-возвратная система обращения одноразовой упаковки для напитков была введена в Швеции в 1984 году. В 1989 примеру последовала Исландия. Далее, в период с 1996 по 2002 годы, — Финляндия, Норвегия и Дания. В Германии залогово-возвратная система в отношении большей части одноразовой упаковки для напитков действует с 2003 года. Несколько позже присоединились Эстония, Нидерланды и Хорватия. С 2016 года такая система действует в Литве.
Дальнейшее развитие залогово-возвратных систем на территории ЕС призвана стимулировать Директива об ограничении влияния определенных пластиковых изделий на окружающую среду, согласно которой с 2025 года каждая страна-участница обязана обеспечить раздельный сбор 77% от общего веса вводимых в обращение ПЭТ-бутылок. К 2029 году данный показатель должен составить 90% от общего веса. Несомненно, таких показателей можно добиться только с помощью залогово-возвратных систем. Поэтому во всех европейских странах, где до сих пор не реализованы данные механизмы, ведутся активные обсуждения и подготовительные работы.
При внедрении национальной залогово-возвратной системы требуется определить рамочные условия, что сопряжено с принятием политических и организационных решений, в том числе:
В отношении какой упаковки для напитков взимается обязательный залог?
Этот вопрос включает решение по материалу упаковки (только ПЭТ-бутылки и банки или также стеклотара), объему (упаковка >0,5 л или также меньшего объема) и содержимому (упаковка для воды или также упаковка для молока, алкогольных напитков).
Размер залоговой стоимости?
При высокой залоговой стоимости также высока вероятность возврата пустой упаковки (высокая доля возврата). Одновременно это может привести к росту мошеннических операций с пустой упаковкой из-за ее стоимости.
Как должна быть организована система?
Организация возможна с созданием центрального клирингового органа, как в большинстве стран, либо на примере Германии — без него, что в большей степени способствует развитию конкуренции.
Какая маркировка требуется для упаковки для напитков?
Решение включает как отделение одноразовой упаковки от многооборотной тары, так и маркировку, нацеленную на составление набора исходных данных о компании, вводящей упаковку в обращение, и о залоговой стоимости.
Какие требования применяются в отношении переработки?
Например, может существовать требование по вторичной переработке упаковки и использованию определенной доли, например, пустых ПЭТ-бутылок для производства новых ПЭТ-бутылок (замкнутый цикл).
Какие механизмы контроля используются?
Сюда относятся, в частности, требования к сертификации фандоматов, счетных центров и контролеров, определение размеров штрафов и контролирующих ведомств.
В таблице ниже приведены примеры для некоторых рамочных условий в странах ЕС с действующей залогово-возвратной системой. Как из нее видно, помимо материалов упаковки для напитков установлены требования в отношении определенной продукции (содержимого) в упаковке, а также объемов упаковки для напитков, включенной в залогово-возвратную систему. Критерии могут значительно различаться в зависимости от страны.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЛОГОВО-ВОЗВРАТНОЙ СИСТЕМЫ В ОТНОШЕНИИ ОДНОРАЗОВОЙ УПАКОВКИ ДЛЯ НАПИТКОВ. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ
Залогово-возвратную систему в отношении одноразовой упаковки для напитков можно реализовать в простой форме, если потребитель возвращает пустую упаковку именно туда, где он ее приобрел и может это подтвердить наличием чека. В этом случае общенациональная залогово-возвратная система не требуется, поскольку прием и возврат залога осуществляются непосредственно между продавцом и покупателем. Однако такое решение крайне неудобно для потребителей и возлагает чрезмерную нагрузку на небольшие точки продажи, например, киоски. Соответственно, отмечаются низкие показатели возврата.
Именно поэтому требуются общенациональные решения для обеспечения возможности возврата пустой тары и получения залоговой стоимости во всех пунктах приема, а не только в местах приобретения напитка.
Внедрение единых залогово-возвратных механизмов с вовлечением всех точек продаж и всей цепочки поставок представляет собой более сложную задачу по сравнению с возвратом многооборотной тары и требует обширной организационной базы. В отличие от многооборотной тары одноразовая упаковка для напитков после возврата не передается компании по розливу напитков или импортеру, а направляется на утилизацию. Тем не менее, импортеры и компании по розливу обязаны компенсировать залоговую стоимость магазинам и точкам продаж, вернувшим залог покупателям. Для координации этого процесса требуется так называемый залоговый клиринг. В его рамках одноразовая упаковка для напитков замещается электронным набором данных и направляется компании по розливу напитков или клиринговому органу.
ЗАЛОГОВО-ВОЗВРАТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОДНОРАЗОВОЙ УПАКОВКИ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ КЛИРИНГОВЫМ ОРГАНОМ
Почти во всех странах, где существует обязательный залог на одноразовую упаковку для напитков, создан центральный клиринговый орган, который занимается компенсацией залогов (см. Рисунок 3).
Центральным элементом являются составление и передача наборов данных, содержащих всю необходимую информацию по каждой упаковке, для обеспечения компенсации залога между точкой продажи, которая получает сумму залога от покупателя, и пунктом приема, возвращающим сумму залога за эту упаковку для напитков обратно потребителю.
Точки продажи при закупке напитков выплачивают залоговую стоимость компании, вводящей упаковку в обращение (розлив/импортер), и получают эту сумму в виде залога от покупателей. Компании, вводящие упаковку в обращение, направляют полученные залоговые суммы в клиринговый орган и, кроме того, выплачивают комиссионный сбор.
При возврате упаковки сумма залога возмещается покупателю. Теперь необходимо создать набор данных для каждой отдельной пустой упаковки для напитков. Это осуществляется с помощью фандоматов в пункте приема либо в специальном счетном центре. Только после составления набора данных возможна утилизация одноразовой упаковки для напитков. Во избежание мошенничества путем многократного возврата одной и той же упаковки, необходимо «погасить» залог сразу же после создания набора данных. Это происходит с помощью прессования или перфорирования тары — по сути ее «деформации». Созданные в фандоматах или счетных центрах наборы данных по отдельной упаковке передаются в клиринговый орган. Последний осуществляет компенсацию залоговой стоимости на основе представленных данных (в соответствующих случаях с возмещением затрат).
Центральный клиринговый орган также позволяет создавать пункты приема для снятия нагрузки с торговых предприятий. В некоторых случаях продажа и переработка также осуществляются через одну и ту же точку.
Почти во всех странах операторами клиринговых органов являются частные организации. В исключительных случаях подобные операции регулируются или ранее регулировались государственным фондом (например, в Калифорнии или Хорватии).
ЗАЛОГОВО-ВОЗВРАТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОДНОРАЗОВОЙ УПАКОВКИ БЕЗ ЦЕНТРАЛЬНОГО КЛИРИНГОВОГО ОРГАНА НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ
Германия является одной из немногих стран, где залогово-возвратная система для одноразовой упаковки реализована без центрального клирингового органа. Для этого в 2005 году была создана Немецкая залогово-возвратная система обращения упаковки для напитков (DPG). Она устанавливает правовые и организационные рамки для непосредственной компенсации залогов (залогового клиринга) между участниками системы, но сама организация не вовлечена в этот процесс. Основная задача DPG —предоставить компаниям-участницам системы рамочные условия и стандарты для практической реализации предусмотренного законодательством взимания залоговой стоимости за тару и ее возврат. Оперативные задачи DPG ограничиваются регулированием стандартов маркировки, спецификаций IT-интерфейсов и сертификации, а также утверждением всех участников системы (сертифицирующих органов, организаций, обслуживающих залоговые счета, производителей оборудования, счетных центров и т.д.). Потоки залогов, товаров и материалов существуют только между компаниями, вводящими упаковку в обращение, и пунктами приема. Они распоряжаются залоговым счетом, а пункты приема выставляют требования по компенсации залога. Для управления процессами существуют компании, которые предоставляют услуги по обслуживанию залоговых счетов или истребованию компенсации залога для компаний, вводящих упаковку в обращение, и компаний, принимающих пустую тару. Эти посредники принимают исходные наборы данных по возвращаемой упаковке для напитков и осуществляют компенсацию залоговой стоимости.
Текст: Штэфан Леле, эксперт проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в Российской Федерации» Немецкого Общества по Международному Сотрудничеству (GIZ) ГмбХ, руководитель компании Cyclos GmbH (Германия) Юлия Герлах, руководитель компонента «Законодательные основы обращения с отходами» российско-германского проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ» Немецкого Общества по Международному Сотрудничеству (GIZ) ГмбХ.
Фото: depositphotos.com